Николай Никонов Николай Григорьевич Никонов ( 10декабря 1930 — 10июня 2003)— советский и российский писатель. Член правления Союза писателей России, ответственный секретарь Екатеринбургской организации союза писателей (с 1988). Заслуженный работник культуры РФ. Родился в Свердловске в семье бухгалтера и учительницы. В 1951 году окончил историко-филологический факультет Свердловского педагогического института. Работал преподавателем в военном училище (1954—60), учителем, затем директором школы рабочей молодежи (1963—68). С 1968 года полностью посвятил себя писательскому ремеслу и работе в Союзе писателей. Николай Никонов скончался 10 июня 2003 года. Жена, Антонина Александровна, работала учителем русского языка и литературы. Сын, Николай Николаевич, офицер Советской Армии, погиб в 1975 году. Дочь, Илона Николаевна Попова, работает преподавателем английского языка.
Есть книги, которые грешно забывать, независимо от того, написаны они два десятилетия назад ,либо появились совсем недавно. К ним принадлежит никоновская «Весталка». Это одна из тех книг, что несут в себе живую память о героической эпохе, передают ее дух, возрождают характерные человеческие типы, восстанавливают давно исчезнувшие подробности и детали. Есть книги, которые грешно забывать, независимо от того, написаны они два десятилетия назад ,либо появились совсем недавно. К ним принадлежит никоновская «Весталка». Это одна из тех книг, что несут в себе живую память о героической эпохе, передают ее дух, возрождают характерные человеческие типы, восстанавливают давно исчезнувшие подробности и детали.
Совместимы ли понятия ЖЕНЩИНА и ВОЙНА? Совместимы ли понятия ЖЕНЩИНА и ВОЙНА? (столкновение этих понятий привело Никонова к написанию «Весталки»). В «Весталке» страшный лик войны открывался на глазах юной девочки в сценах свердловского госпиталя, бомбежке санитарного поезда, артиллерийских обстрелах, муках медсестры, вытаскивающих раненых . Героиня романа «Весталка» — женщина, медсестрой прошедшая войну, хлебнувшая лиха и в трудные послевоенные годы, остается личностью
О романе «Весталка» Впервые опубликован в журнале «Урал» в 1986 году. В «Весталке» нет выдуманных подробностей. Весь роман строился на фактах. В романе личный опыт автора, пережившего войну подростком, дополняется опытом участниц военных событий. Никонов пишет о несовместимости понятий «женщина» и «война», он сгущает краски, чтобы убедить читателя: люди должны научиться ценить мир, исключив из своего обихода войну.. За «Весталку» были предложения исключить Никонова из Союза писателей, а роман сжечь. Поводом было якобы неверное изображение женщины-героини на войне. Роман выдержал четыре издания .
Книга первая Когда началась война, Лида была совсем юной семнадцатилетней девушкой. Ее жизнь сразу же пошла наперекосяк - отец погиб, мать тяжело заболела, а она сама поехала медсестрой на фронт. Там она встретила свою любовь, но по глупости отказалась выходить замуж, о чем впоследствии горько пожалела - любимый ее погиб, не оставив после себя ничего... Лида прошла всю войну, несколько раз была ранена.
Сохраняя свою честь и достоинство Лида , пройдя всю войну , не получила ни одной награды, хотя несколько раз была представлена для награждения. Награды обходили ее стороной благодаря комбату Полещуку. Сохраняя свою честь и достоинство Лида , пройдя всю войну , не получила ни одной награды, хотя несколько раз была представлена для награждения. Награды обходили ее стороной благодаря комбату Полещуку. ….После боя оказалось, что за два дня я вынесла сорок девять бойцов. Как так? Не знаю сама. За эти двое суток я не спала, не ела, только пила из ручья, и, когда бой затих , не то уснула, не то потеряла сознание тут же , среди раненых, от которых меня не отличить, улитую, измазанную кровью, в изорванной юбке. За этот бой меня представили к медали «За отвагу». И снова не получила я эту заветную медаль. Награды эти она получила только через 20 лет, но какой ценой?!
Автор постарался показать в образе «весталки» Одинцовой, как женщина может противостоять войне, может подняться над ней, вопреки обстоятельствам, остаться личностью и женщиной, сохранить свою честь, не ступить на стезю благополучного и спасительного приспособленчества или порока. Автор постарался показать в образе «весталки» Одинцовой, как женщина может противостоять войне, может подняться над ней, вопреки обстоятельствам, остаться личностью и женщиной, сохранить свою честь, не ступить на стезю благополучного и спасительного приспособленчества или порока.
Книга вторая
…Господи! Сколько еще невидного горя, невидных ран! Тайных слез! Десять лет прошло, а еще ждут погибших, встречают во сне, пробуждаются с криком радости, чтобы тут же зарыдать головой в подушку, биться об стремя кровати. Ждут. Надеются. Не надеялась, а ждала и я. …Господи! Сколько еще невидного горя, невидных ран! Тайных слез! Десять лет прошло, а еще ждут погибших, встречают во сне, пробуждаются с криком радости, чтобы тут же зарыдать головой в подушку, биться об стремя кровати. Ждут. Надеются. Не надеялась, а ждала и я. Все эти годы я пыталась уйти от войны. Я одна? Как бы не так… Война везде настигала меня, настигала нас. Война. Война… Как забыть ?! Если бы не ты, у меня был бы жив отец, жива мать и я б была жива иной, совсем иной жизнью и сутью. (размышляла Лида Одинцова)
Беды и несчастья преследуют Лиду и после войны. Она потеряла самое дорогое, что у нее было в жизни- сына , который погиб при исполнении воинского долга(опять же отняла война). Беды и несчастья преследуют Лиду и после войны. Она потеряла самое дорогое, что у нее было в жизни- сына , который погиб при исполнении воинского долга(опять же отняла война). … «Весталку, нарушившую, обет девственности, живой закапывали в землю». Страшная, изуверская казнь. Но лучше бы я пошла на нее, если б знала – сын мой останется жив. Мой сын погиб в ущелье. Исполняя присягу, солдатский долг, спасая многих. После смерти сына Лида стала инвалидом Отечественной войны .
Никонов в своем романе показал «портрет» военного Свердловска (почти документальный и единственный в литературе Урала) ….С августа город все быстрее меняется. Улицы наполняются людьми с незнакомым акающим говором. Магазины враз оскудели. На полках стояли лишь бесконечные вереницы банок с надписью “снатка”, которые почему-то никто не покупал. В сентябре всем выдали карточки — сиреневые и желтые бумажки с надписью: 400 гр. Это была пайковая норма иждивенцев и служащих, предвестница настоящего голода. К осени ввели лимит на электричество. В сосняках за городом разгружались бесконечные эшелоны. Теснились школы, институты, учреждения культуры, освобождая здания под оборонные заводы и эвакогоспитали. Из уличной жизни запомнились трамваи — “деревяшки”, на которых цепями висели молчаливые люди, — мужчины, парни, женщины, направляющиеся на заводы. В переулках и на улицах, примыкающих к вокзалу, можно было встретить приземистые мощные танки, колоннами в пять-шесть машин идущие в сторону железнодорожных платформ. А на дальних путях — особые санитарные поезда. В бытовой повседневности заметно поубавилось радости и даже света стало как будто меньше. “Суть идущей тогда жизни везде и во всем, в каждом мгновении крылась, как серой облачной пылью, войной”. Лишь с весны 1942-го городской пейзаж оживили зеленые всходы картошки по дворам и по обширным газонам. Той самой картошки, что помогла людям в самую тяжелую, пожалуй, военную зиму1942/43-го.
«Весталка» в оценках критики Роман обжигает. Это – возвращение в войну, в ее настоящее, в ее сущность, в ее атмосферу. Это рассказ и о том, как после победы люди пытались, с муками, но так и не смогли вернуться в себя прежних- «в тело без ран, в душу без горя. Писатель возвращается к традиции, от которой наша литература стала отходить: изображению человека без явных признаков геройства, каких тысячи, человека из гущи народа, единой – во всех испытаниях – с народом судьбы. На таких мир держится, как держится он на всем, чем сильны человек и правда: на честном, на совести, помощи, сострадании. На чувстве долга… Л. Полухина. Хранительница очага(Литературная газета, 1987 год, 17 июня).
О войне нужно знать правду, правду и только правду. Это я и пытался сделать при написании «Весталки». И если удалось мне показать тех девушек, что пройдя войну, непорочно служили богине Родины и домашнего очага Весте, это не снимает главного вопроса: совместима ли война и правомерно ли в ней участие ЖЕНЩИНЫ? (Н.Никонов) О войне нужно знать правду, правду и только правду. Это я и пытался сделать при написании «Весталки». И если удалось мне показать тех девушек, что пройдя войну, непорочно служили богине Родины и домашнего очага Весте, это не снимает главного вопроса: совместима ли война и правомерно ли в ней участие ЖЕНЩИНЫ? (Н.Никонов)
Спасибо за внимание!