Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ
Что можно отразить в анализе? Краткая информация об авторе и стихотворении Эмоциональная окраска и жанр Общая тематика Сюжет, композиция Тема, идея Образы Художественные средства Размер Лирический герой, авторское «я» Цвета Личные впечатления
Читаем стихотворение…
Когда волнуется желтеющая нива...
«история» стихотворения: что я знаю? Автор – М.Ю.Лермонтов, 1814-1841, прожил 27 лет, воспитывался бабушкой, С.Тарханы, Пензенская губерния, бывал на Кавказе (ссылки). Название - нет, первая строка: «Когда волнуется желтеющая нива...» Год написания - 1837
Какие картинки представляю? Какие слова помогают моему воображению?
Когда волнуется желтеющая нива...
Что из этого мне понадобится в анализе? Автор – М.Ю.Лермонтов, 1814-1841, прожил 27 лет, воспитывался бабушкой, С.Тарханы, Пензенская губерния, бывал на Кавказе (ссылки). Название - нет, первая строка: «Когда волнуется желтеющая нива...» Год написания - 1837
А если найти дополнительную информацию? Именно в тюрьме (под следствием за стихотворение «Смерть поэта»), не имея чернил и бумаги, поэт написал одно из последних своих лирических стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…». По воспоминаниям очевидцев, в качестве пера поэт использовал обугленные спички, а бумагой служила обертка от еды, которую ежедневно приносил ему в тюрьму старый слуга.
Пишем черновик
Тема, образы,сюжет
Тема, образы,сюжет, композиция
Тема, образы,сюжет, композиция
А если поразмышлять на эту тему за рамками стихотворения? Человек и природа
Пишем черновик, пока не забыли
Идея : зачем?
Идея : зачем?
Лирический герой: какой он? А автор здесь есть?
Пишем черновик, пока не забыли
Художественные средства : эпитеты
Художественные средства
Делаем выводы: для чего? Что помогает понять? Пишем черновик, пока не забыли
Художественные средства: олицетворения
Делаем выводы: для чего? Что помогает понять? Пишем черновик, пока не забыли
Художественные средства: метафоры
Делаем выводы: для чего? Что помогает понять? Пишем черновик, пока не забыли
Другие художественные средства (назвать их или указать на них, если не знаю их названия, но чувствую, что эти слова важны для понимания)
Другие художественные средства (назвать их или указать на них, если не знаю их названия, но чувствую, что эти слова важны для понимания)
Другие художественные средства (назвать их или указать на них, если не знаю их названия, но чувствую, что эти слова важны для понимания)
Другие художественные средства (назвать их или указать на них, если не знаю их названия, но чувствую, что эти слова важны для понимания)
Другие художественные средства (назвать их или указать на них, если не знаю их названия, но чувствую, что эти слова важны для понимания)
Делаем выводы: для чего? Что помогает понять? Пишем черновик, пока не забыли
А что еще может помочь понять стихотворение: цвет, музыка, рифма
А что еще может помочь понять стихотворение: цвет, музыка, рифма
Делаем выводы: для чего? Что помогает понять? Пишем черновик, пока не забыли
Еще раз читаем стихотворение, потом свой черновик. Думаем: правильно ли понята тема , идея? Достаточно ли представлен лирический герой? Логично ли собран текст, или что-то лучше поменять местами?
Пишем заключительную часть Личные впечатления
Еще раз читаем свой черновик. Думаем: все ли выражения удачные, насколько грамотно и красиво построены предложения.
Еще раз читаем свой черновик. Проверяем орфографию и пунктуацию.