ОГОУ КШИ«Томский кадетский корпус» г. Томск Творчество А.Т. Твардовского Учитель русского языка и литературыКрюков С.Д.
Александр Трифонович Твардовский1910 – 1971 Поэма ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ
Судьба страны в поэме А.Т. Твардовского «За далью – даль» Если уж писать о своем путешествии, то писать так, как в свое время писал «Путешествие» Радищев. А. Твардовский.
«Мне нужно наглотаться воздухом времени» Скорее вон из кельи тесной,И все не так, и ты хорош, – Самообман давно известный,Давно испытанный, а все ж, – Пусть трезвый опыт не перечит,Что нам дорога – лучший быт… А. Твардовский.
Показать идейно-художественное значение поэмы «За далью – даль». Осознать дорожные впечатления автора, переплетенные с путешествием памяти. Показать приемы изображения писателем Сибири. Увидеть и осмыслить трудовой подвиг народа.
1. Творческая история поэмы «За далью – даль». Замысел и его осуществление. Своеобразие жанра поэмы. 2. Об авторе. Поэма «За далью – даль» – «исповедь сына века».(Главы: «В дороге», «Две дали», «Литературный разговор», «С самим собой».)
Пасквиль – клеветническое сочинение с оскорбительными нападками.Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. Конъюнктурщик (разг. пренебр.) – беспринципный человек, действующий в зависимости от сложившейся в данный момент обстановки, от стечения обстоятельств.
Глава 1«За далью – даль» Я видел, может быть полсвета,И вслед за веком жить спешил,А между тем дороги этойЗа столько лет не совершил. А. Твардовский. Лирический герой. Каков он? Какое значение это имеет? Откуда и куда отправляется лирический герой? С какой целью он это делает? Чем герой поэмы близок автору?
Выводы: Глава первая, «За далью – даль», дала название всей поэме. И жизнь, что прожита с рожденья,Уже как будто за чертой.Я видел, может быть, полсветаИ вслед за веком жить спешил,А между тем дороги этойЗа столько лет не совершил. Та память вынесенных мукЖива, притихшая, в народе, Как рана, что нет-нет – вдругЗаговорит к дурной погоде…Но, люди, счастье наше в том,Что на века мы строим дом,Свой мир живой и рукотворный.Он всех людских надежд оплот,Он всем людским сердцам доступен.
Глава 2«В дороге» Есть два разряда путешествий:Один – пускаться с места в даль;Другой – сидеть себе на месте,Листать обратно календарь.На этот раз резон особыйИх сочетать позволит мне.И тот и тот – мне кстати оба,И путь мой выгоден вдвойне. Что за «особый резон», позвавший героя в дорогу? В чем суть второй главы?Какую роль выполняет образ дороги в поэме?
Выводы: Лиха беда – пути начало,Запев дается тяжело,А там, глядишь: пошло, пожалуй?Строка к строке – ну да, пошло.Да как пошло!Сама дорога, –Ты только душу ей отдай, –Твоя надежная подмога,Тебе несет за далью – даль Автобиографичность. Работа ухвачена , поэма на ходу и о том, что пережито, можно и рассказать. Функцию сюжета, стержневого композиционного начала берет на себя дорога, она ведет, объединяет воедино лирическое повествование.
Глава 6 «Литературный разговор» Глядишь, роман, и все в порядке:Показан метод новой кладки,Отсталый зам, растущий предИ в коммунизм идущий дед;Она и он – передовые,Мотор, запущенный впервые,Парторг, буран, прорыв, аврал,Министр в цехах и общий бал…И все похоже, все подобноТому, что есть иль может быть,А в целом – вот как несъедобно,Что в голос хочется завыть. С кем ведется «литературный разговор»? Что более всего волнует героя поэмы? К чему призывает герой?
Разговор с умным и понимающим читателем, какого всегда ясно видел, представлял поэт, для которого и писал с полной откровенностью ума и сердца.Эпические картины перемежаются с лирическими строфами, политическая публицистика – с сатирой.Полемические выпады против бюрократов, литературных конъюнктурщиков, лакировщиков.Призыв к борьбе с литературной халтурой.
Глава 8 «С самим собой» Нет, жизнь меня не обделила,Добром своим не обошла.Всего с лихвой дано мне былоВ дорогу - света и тепла. Какое значение имеет эта глава для общегопонимания смысла поэмы?В каких строчках этой главы есть ответ на поставленный вопрос?
Лирический герой говорит о своем предназначении, о жизни, посвященной великой цели. Поэт должен «жить и быть с народом».Автобиографичность, характер самого поэта, его отношение к жизни и поэзии, а поэзия у него неотделима от жизни.Подводится своеобразный итог жизни.
Изведав горькую тревогу,В беде уверившись вполне,Я в эту бросился дорогу,Я знал, она поможет мне. А сколько дел, событий, судеб,Людских печалей и победВместилось в эти десять суток,Что обратились в десять лет. Что горько мне, что тяжко былоИ что внушало прибыль сил,С чем жизнь справляться торопила –Я все сюда и заносил.
Домашнее задание: Перечитать 5, 7, 10, 11, 12 главы поэмы «За далью – даль».2. Главы 3 и 4 проанализировать самостоятельно, определить стихотворный размер.3. Ответить на вопрос № 6 (стр. 128 учебника).
Спасибо за сотрудничество!