Традиции русского юмора и сатиры в литературе рубежа веков. ( на примере сатиры Аркадия Аверченко)
Он был как вихрь. Влюбленный в жизнь и солнце,Здоровый телом, сильный, молодой,Он нас пьянил, врываясь к нам в оконце,И ослеплял, блестя меж нас звездой.Горя в огне безмерного успеха,Очаровательно дурачась и шаля,Он хохотал, и вся страна, как эхо,Ликуя, вторила веселью короля.Василий Князев. Сатирикон, 1913, № 29
Журнал «Сатирикон» вышел изнедр журнала «Стрекоза» в 1908 .В 1913 году преобразован в «Новый Сатирикон», главным редактором которогостал Аркадий Аверченко.
Журнал «сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же – чуткая середина – необыкновенно быстро открыли его». Именно ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила «Сатирикону» его огромный успех.
В августе 1918 года большевики сочли «Новый Сатирикон» антисоветским и закрыли его. Аверченко уехал в родной Севастополь.
15 ноября 1920 года Севастополь был взят красными. За несколько дней до этого Аверченко успел уплыть на пароходе в Константинополь.
В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», названный Лениным «высокоталантливой книжкой … озлобленного до умопомрачения белогвардейца».
В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с дагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек».
12 марта 1925 года писатель умер.Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.