Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Цели урока ? Понять:о чем спорят герои ?какую точку зрения отстаивает каждый участник спора ?на чьей стороне автор и почему ?чью позицию разделяем мы и почему?Научиться:Соблюдать основное правило спора: отстаивать свою точку зрения, не обижая оппонента
Понятия Спор – словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает своё мнение, свою правоту. (Начать, затеять, вести спор. Научный спор. Учёные споры. Участвовать в споре. Вмешаться, включиться в спор. Втянуть кого-л. в спор. Поддерживать кого-л. в споре. Разгорелся, завязался спор об искусстве, о политике. Прекратите этот бесконечный, бессмысленный спор).
Понятия Принцип – [от лат. prīncipium - начало]1.Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п. (Придерживаться определённых принципов. Исходить из каких-л. принципов. Возводить что-л. в принцип. Принципы воспитания). 2. Внутренняя убеждённость в чём-л., точка зрения на что-л.; норма поведения (Благородные, гуманные, твёрдые принципы. Моральный принцип. Отсутствие принципов. Человек без принципов. Отстаивать свои принципы. Мириться с чьими-л. принципами).
Меж ними всёрождало споры… (Пушкин).
Кирсанов ПавелПетрович
Павел Петрович Аристократичный, гордыйНе служит, любит брата, споритОтстаивает дворянские принципыДворянин-консерватор
Кирсанов Николай Петрович
Николай Петрович Мягкий, любящийВедет хозяйство, заботится, интересуетсяСтремится понять взгляды молодыхДворянин-либерал
ЕвгенийВасильевич Базаров
Евгений Базаров Гордый, деятельныйИзучает, осуждает, споритНе признает духовного мираРазночинец-нигилист, материалист
Темы споров
Итоги споров: Базаров прав:Надо делать дело Надо проверять любую истинуПавел Петрович прав:Нужна связь во времени, то есть преемственность
Итоги споров:Базаров не прав:в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь - физиология: природа -мастерская, красота - польза, мечта - «гниль»)Павел Петрович не прав:В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла
Итоги урока:Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга?
Итоги урока: Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения "сына", другому - любви и понимания "отца". Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с XIII главы, автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.