Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта»
Нет повести печаль нее на свете,Чем повесть о Ромео и Джульетте…У.Шекспир«Ромео и Джульетта» - трагедия гениального английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира. Повествует о любви, верности и трагической гибели двух юных героев.
Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» - одно из самых знаменитых произведений П.И.Чайковского. Известно, что Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры – фантазии.«Это будет мой самый капитальный труд, - писал он своему брату Модесту Ильичу. – Как я мог до сих пор не видеть, что я будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера… Есть любовь, любовь и любовь…»
После смерти Чайковского композитор С.И.Танеев закончил сцену «прощального свидания» и издал ее как дуэт Ромео и Джульетты. Давайте послушаем этот дуэт и подумаем:Какими чувствами наполнена музыка дуэта?Как композитору удалось выразить эти чувства?
Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей -ВступлениеЭкспозицияРазработкаРеприза Кода
ВступлениеОткрывает увертюру-фантазию тема патера Лоренцо – монаха, от лица которого Чайковский ведет дальнейший рассказ о происходящих событиях.Портрет какого человека рисует музыка?Каков его характер, возраст, настроение?Какие инструменты исполняют эту тему?Появляются ли в ней трагические мотивы, интонации скорби, отчаяния?
Патер Лоренцо
ЭкспозицияПоказ других образов трагедии. И первый из них – это образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти.
Богатство чувств чуждается прикрас,Лишь внутренняя бедность многословна.Любовь моя так страшно разошлась,Что мне не хватает и половины.Звучит «тема любви». Гимн красоте человеческих чувств. Чувств Ромео и Джульетты.
РазработкаРасстаяли в воздухе звуки чарующей мелодии. И после короткой паузы… вновь звучит музыка. Патер Лоренцо продолжает свой рассказ – начинается новый раздел.
Хотя любовь их все непобедимей,Они пока еще разделены.Исконная вражда семей меж нимиРаскрыла пропасть страшной глубины.В ее семье Монтекки ненавидятВ глазах родни Ромео не жених.Когда и где она его увидитИ как спасти от ненависти их?Какой темой открывается разработка?Какая тема вступает в противоборство с темой вражды?Появляется ли в разработке тема любви?
РепризаИ вновь в музыке звучит тема вражды. Начинается реприза.Тревога и напряжение в музыке усиливаются. После удара большого барабана возникает неожиданная пауза.Какой смысл несет такой изобразительный момент?
КодаОб этом рассказывает слушателям последний раздел увертюры – кода (завершение, заключение). Звучат мерные скорбные аккорды оркестра.О чем говорит эта музыка?Это траурный марш или заупокойное песнопение?
Совпадает ли трактовка основной идеи произведения композитором Чайковским с замыслом драматурга Шекспира, который завершает свою пьесу словами:«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте?»
Спасибо за внимание!Презентацию выполнила Федорова А.С.Учитель музыкимоу сош № 44