Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» Джулан Л.В. – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г. Выборга
Цель презентации: показать, как самостоятельное в определенном смысле произведение, посвященное ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности. Мало того, роман, принадлежащий перу Мастера, — это тот стержень, на котором держится все произведение; показать, что портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица; через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости; обозначить основные проблемы романа.
Задачи: сравнить образы данных героев; выяснить, кто из них духовно сильнее; проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.
Композиция романа Роман в романе Переплетение двух пластов Роман М.А.Булгакова Роман Мастера – стержень, на котором держитися всё произведение Библейский 1 век н.э Современность Булгакова 20-30-ые годы ХХ века
Три плана романа События романа разворачиваются в трех философско-временных планах – в реальном настоящем, в фантастическом и в историческом. Каждый из этих временных пластов взаимосвязан с другим посредством героев, знаков, символов, событий и др. Общее у всех трех планов – философский подтекст. Каждый из пластов раскрывает с определенной позиции основные морально-нравственные, вечные проблемы романа. Реальный Фантастический (Перемещение во времени и пространстве) Исторический
Основные проблемы романа Роман многопроблемен: Какова судьба вечных человеческих ценностей? Какие силы формируют человека и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств ряд случайностей предопределение следование избранным целям
Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте «Фауст»
Понтий Пилат Ключевой герой романа. Жестокий прокуратор Иудеи, обладающий неограничен ной властью, бес страшный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копье». Символичны цвета одежды Пилата: он вышел "в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого" "в белом плаще с кровавым подбоем". Само сочетание белого (цвет чистоты и невинности) и кроваво-красного цвета уже воспринимается как трагическое предзнаменование.
Иешу а Га-Ноцри — один из ключевых героев романа, бродя чий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся перед глазами владыки. Иешуа — еврейское произношение библейского имени Иисус. Га-Ноцри, по одной версии, считают производным от названия города Назарет. Прототипом образа Иешуа Га-Ноцри послужил Иисус Христос, однако имеются многочисленные отличия Иешуа от евангельского Христа. Мастер ведет речь не о Божь ем сыне, его герой — простой человек. Иешуа Га-Ноцри
Проблемный вопрос: Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га- Ноцри?
Понтий Пилат: «Что такое истина?» Иешуа: «Истина в том, что у тебя болит голова». Что такое истина? Боится ли Иешуа Понтия Пилата?
Сила убеждения Иешуа «злых людей на свете нет» « перерезать волосок может лишь тот, кто подвесил» «всякая власть является насилием над людьми и наста нет время, когда … человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Не отступает от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова.
Пилат – жертва или обвинитель? У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа. В душе Понтий Пилат осознаёт, что Иешуа невиновен. «... В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: Игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел… Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри ... прокуратор не утверждает».
Почему же Пилат приговаривает Иешуа к смерти? «Или ты думаешь, что я готов занять твоё место?» Пилат внутренне несвобо ден. Будучи смелым воином на поле боя, он трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Поэтому он предаёт Иешуа. понимает, что вместе с гибелью философа настанет и его собственная –только нравственная. «ПОГИБЛИ!» Понтий Пилат: «Я твоих мыслей не разделяю!..»
Понтий Пилат и Афраний Пилат: «Не пытался ли он проповедовать что-либо в присут ствии солдат?» Афраний: «Нет, игемон, он не был многословен на этот раз. Един ственное, что он сказал, это что в числе человеческих поро ков одним из самых главных он считает трусость».
Пытаясь смягчить муки совести, Пилат Пригрозит Каифе Прикажет убить Иуду Велит прекратить страдания Иешуа
Левий Матвей Бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри. После казни Иешуа мечтает о смерти как об отдыхе. На предложение Пилата служить ему отвечает: «Нет, потому что ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет смотреть в лицо мне после того, как ты его убил». Левий Матвей действительно достойный ученик Иешуа.
Наказание в романе За своё малодушие Понтий Пилат наказан. Предав Иешуа, он лишается покоя, и получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, «более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу». «Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но, когда приходит полная луна, … его терзает бессонница». Но эти страдания не становятся для него искуплением.
Милосердное прощение Только сверхчеловеческая сила любви даёт ему милосердное прощение. Неслучайно Воланд обращается к Маргарите, сострадающей Пилату, сидящему в своём вечном каменном кресле: «Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремился разговаривать». Справедливость, в представлении Булгакова, не сводится к наказанию, она не может существовать без милосердия.
Милосердное прощение Понтий Пилат получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа он, беседуя, уходит по лунной дороге. Идея прощения и милосердия, связанная с образом Пилата, — одна из центральных в романе "Мастер и Маргарита": «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».
Внутренняя свобода и несвобода человека Самой важной представляется Булгакову проблема свободы и несвободы человеческой личности. В. В. Химич отмечает, что “решение Булгакова художественно представлено развертывающейся в произведении картиной психологического проживания Пилатом внутреннего движения от несвободы к свободе. Пилат «утренний владеет над личностной истиной, его несвобода, отчетливо не осознаваемая им, словно отмечена трагическим знаком и на внешнем облике его и типе как бы насильственной внесённости в мир, который его отторгает». Писатель отмечает «кровавый подбой» плаща Пилата и его «шаркающую походку». Булгаков собирает из отдельных штрихов психологический портрет человека, уничтоженного несвободой.
Добро и зло в романе Писатель показал, что противоречия Понтия Пилата проявляются в каждой ситуации по-разному. Он каждый раз обнаруживает себя с неожиданной стороны. На протяжении «исторической» части романа Понтий Пилат показан носителем практического разума. Нравственность в нем подавлена злым началом. Иешуа Га-Ноцри олицетворяет собой торжество морального закона. Именно он разбудил в Пилате доброе начало. И это добро побуждает Пилата принять душевное участие в судьбе бродячего философа. В романе происходит разложение образа Понтия - диктатора и превращение его в страдающую личность.
Вывод: В романе Мастера решаются проблемы: Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека. Добро и зло, их вечное противостояние и борьба. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.
Источники Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М.: Художественная литература, 1990. Боборыкин В. Г. М. А. Булгаков.- М.: Просвещение,1991 Лакшин В. Я. Мир Булгакова.- М.: Художественная литература, 1989. Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерк творческой истории. — М., 1991. Соколов Б. В. Энциклопедия булгаковская. — М., 1997. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М., 1988. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. - М.: Языки славянской культуры. 2001. Мастер и Маргарита. Материал из Википедии . - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0 Образ Понтия Пилата: наказание за трусость. - http://masterimargo.ru/pontiy-2.html Образ Понтия Пилата: наказание за трусость (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». - http://lit-helper.com/p_Obraz_Pontiya_Pilata_nakazanie_za_trusost-_Po_romanu_M__A__Bulgakova_Master_i_Margarita Понтий Пилат. Булгаковская энциклопедия. http://www.bulgakov.ru/p/pilat/3/ Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова. - http://profobr73.ru/master-i-margarita-sochineniya/5826-tema-dobra-i-zla-v-romane-master-i-margarita-m-bulgakova Троемирие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». - http://www.tutoronline.ru/blog/troemirie-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita
Использованные изображения http://1abzac.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%B8-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0.jpg – разворот романа. http://i1.fastpic.ru/big/2009/1207/7e/741427236aac9a922eb34683491d367e.jpeg - Понтий Пилат http://old.mirf.ru/Articles/21/4300/bezrukov.jpg - Иешуа Га-Ноцри http://news.newru.org/news/nestarejushhaja_klassika/2014-10-05-807- Иешуа на допросе у Пилата http://ic.pics.livejournal.com/m_bobrovskaya/17246577/91352/91352_original.jpg - Пилат и Афраний http://old.mirf.ru/Articles/21/4300/strugachev.jpg - Левий Матвей http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/91682_fotoproekt-master-i-margarita - лунная дорожка
Спасибо за внимание