«О женщина, в тебе весь мир!»мифология русского и якутского народов» Авторы: Золотухина Ольга Сергеевна, Кремзукова Дарья Владимировна, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п. Чернышевский МОУ «СОШ №3»,11 классНаучный руководитель: Колмакова Н.М., учитель национальной культуры МОУ «СОШ №3»
Методы и приемы: Сравнительный анализ произведенийИсторический анализ первоисточников Библиографический анализ Литературоведческое исследование мифологии русского и якутского народов
Женские образы в мифологии Мифология, народная фантазия, миросозерцание, огромная поэтическая и музыкальная культура- все это не могло существовать без женских образов. Женское начало как один из фундаментальных принципов мироздания является на Западе скорее предметом поэзии или мистического откровения, чем философии. Во всяком случае, если понимать философию как теоретически сформулированное мировоззрение. Если же допустить более широкое понимание предмета и включить в область философии мудрость, выраженную в форме метафорической, а не сугубо логической, то образ женщины в мифологии, оккультных текстах и поэзии предстанет как особый пласт видения мира, содержащий свое знание и свою тайну. Главное достояние выбранных нами мифов в том, что в них создан яркий образ женщины. Анализируя тексты мифов, мы определили, что описанные образы можно условно объединить в три группы: женщины-хранительницы очага, женщины-богатырки, женщины-колдуньи.
Женщины-хранительницы домашнего очага Ярким примером такого образа в мифологии якутского и русского народа являются образы Аси Звездинки, Лели и Сохой.
Эти героини верны своим избранникам и решаются испытать судьбу, лишь бы сохранить жизнь любимому, быть с ним неразлучной.
Женщины-богатырки Но занимались женщины не только воспитанием детей и сохранением домашнего уюта. Были и такие, которые наравне с богатырями, защищали отчизну, помогали в трудную годину одолеть врага. Это женщины-богатырки.
Эти женщины обладают сильным характером и занимаются типично «мужским» делом, обычно войной, (хотя порой и ремеслом). Нередко они побеждают богатырей-мужчин, силой женят их на себе. Затем приходит любовь и взаимопонимание.
В мифологии русского народа это: Степная королева-воительница Марья Моревна, воительница-поленица Настасья, богатырка Златогорка. В якутской мифологии - женщины-удаган.
Женщины-колдуньи Особое место в мифах народов занимал образ женщины-колдуньи.
Колдунья Марена и шаманка Агафья обладают колдовством и магией, которые применяют во благо и зло.
Вывод: При сравнении мифов о подвигах и жизни этих героинь заметили ярко выраженные сходства:все героини-божества наделены чертами характера и поведения человека;они прекрасны внешне;борются за свое личное счастье, или счастливую жизнь людей;помогают богатырям или сами совершают подвиги. Возникновение таких героинь – думы и чаяния русского и якутского народов. Не смотря на их не похожесть, каждая героиня проходит тот же жизненный путь. Особенным является только то, что каждая живет и действует в своих условиях (мир людей, враги, культура народа, окружающий мир). Поскольку это устное творчество, олонхосуны и гусляры из поколения в поколение дополняли их, проникая друг в друга.
Литература Русские веды Звездная книга Коляды- М.:Наука и религия, 1996Асов А.И. Златая цепь. Мифы и легенды древних славян –М.:Наука и религия.1998.Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России. М.:Северные просторы,2002.Фольклор народов Севера. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов русскоязычных школ. Якутск, 1993.Якутский фольклор. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов русскоязычных школ. –Якутск, 1993.Олонхо, 1993Мифы народов мира, – Большая Российская энциклопедия. 2000 (электронный вариант)Мифы и легенды народов мира народов мира. Большая электронная детская энциклопедия, 1998