ПРЕЗЕНТАЦИЯк урокуЛИТЕРАТУРЫ Н.В.КОТОВАучитель МОУСОШ № 2ст.Крыловская
«Я призван былвоспеть твои страданья,терпеньем изумляющий народ»
В основе стихотворения лежит реальный факт - строительство железной дороги между Петербургом и Москвой.
П.А. Клейнмихель- главныйуправляющийпутямисообщения с 1842 по 1855годы.
I глава(экспозиция) Эмоциональные, возвышенныеразмышления автора о красотеприроды, о просторах родимойРуси.
В этих размышлениях виднапреданная любовь поэта к родине и искреннеевосхищение красотой.
ЭПИТЕТЫ: «СЛАВНАЯ ОСЕНЬ»«ЗДОРОВЫЙ, ЯДРЕНЫЙ ВОЗДУХ»«МОРОЗНЫЕ НОЧИ»«ЯСНЫЕ, ТИХИЕ ДНИ»СВЕЖЕЕ, ЯСНОЕНАЧАЛОСРАВНЕНИЕ:ЛИСТЬЯ «ЖЕЛТЫ И СВЕЖИ ЛЕЖАТ,КАК КОВЕР»
Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю... Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою...
ТЕМА ДОРОГИ РАЗМЕР СТИХА – ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ – ПЕРЕДАЕТ РИТМ СТУКА КОЛЕСИДУЩЕГО ПОЕЗДА
«нет безобразья в природе» Муки людей, изображенные в контрасте с русским бодрящим осенним пейзажем, кажутся еще более чудовищными на фоне благодатной природы.
«СОН УДИВИТЕЛЬНЫЙ» Чу! восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные... Что там? Толпа мертвецов!
II глава Главная цель - противопоставить красоту природы и жестокую эксплуатацию строителей железной дороги.
Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.
НАГНЕТАНИЕ ТЯЖЕЛЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ВЫВОД
КУЛЬМИНАЦИЯ «Вынесет все – и широкую,яснуюГрудью дорогупроложит себе».
Созидательная, творческая роль труженика Гибнут труженики, но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. Такой ценой и достигается преобразование мира.
Благослови же работу народнуюИ научись мужика уважать.
Поэт стремился «правду… рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне.
Некрасов - один из героев поэмы В первой главке онвосторженно любуетсяосенним пейзажем. Во второй – беседует сВаней и слушаетзловещую песньземлекопов. В последующих главахвыступает как противникгенерала.
III глава «Не создавать - разрушать мастера...»?
Кому дана такая характеристика: «Он безгранично самоуверен, он склонен к лакировке действительности, наконец, он полон циничного презрения к народу, который является в его глазах «варварами, диким скопищем пьяниц», состоящим из «разрушать мастеров»?
Колизей – самый большой амфитеатр Римской Империи до сих пор остается символом Рима, являясь «визитной карточкой» столицы Италии.
ВАТИКАН - независимое государство, созданное по Латеранским соглашениям между Римско-католической церковью и итальянским государством от 11 февраля 1929. Расположен в западной части Рима на правом берегу реки Тибр. Местопребывание высших органов управления Римско-католической церковью.
Площадь Святого Петра и собор Святого Петра
Собор св. Петра
ЗАЛ В ЛАТЕРАНСКОМ ДВОРЦЕ
Статуя АПОЛЛОНА
Контраст ведущий прием в раскрытиитемы и идеи произведения: противостояние двух точек зрения: генерала и автора
Контраст «нет безобразья в природе» – есть оно в жизни людей; для одних удел – тяжелый труд, для других – комфорт; прекрасное (искусство), безобразное (толпа мертвецов); созидать – разрушать; цветовые контрасты: синий и красный (купчина и генерал) – бледный, серый, бескровный (лунная ночь и мертвецы), красный цвет – цвет роскоши, довольства; бескровный (царь - голод).
IV глава «Светлая сторона»?
Я лиру посвятилНароду своему.Быть может, я умру,Неведомый ему,Но я ему служил – И сердцем я спокоен. Н.А.Некрасов