Соотнести исторический облик Петра и его литературный образ Соотнести исторический облик Петра и его литературный образ Познакомиться с различными оценками деятельности Петра I
Пётр I – фигура противоречивая. С одной стороны, Пётр олицетворяет собой имперскую власть и является символом нашей государственности, с другой стороны, прогрессивные реформы, превратившие Россию в могучую державу, тяжким бременем легли на плечи народа, вызвали ещё большее отчуждение власти от народа. Пётр I – фигура противоречивая. С одной стороны, Пётр олицетворяет собой имперскую власть и является символом нашей государственности, с другой стороны, прогрессивные реформы, превратившие Россию в могучую державу, тяжким бременем легли на плечи народа, вызвали ещё большее отчуждение власти от народа.
В XVIIIвеке, в эпоху классицизма, господствовала героически-одическая тональность. В XVIIIвеке, в эпоху классицизма, господствовала героически-одическая тональность. Поэма Ломоносова «Пётр Великий»,его стихотворение «Надпись к статуе Петра Великого», ода «На день восшествия на всероссийский престол Ёё Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года» прославляют царствование Петра. Восхваляющие царя стихи пишут Тредиаковский, Сумароков, Херасков. Высоко оценивает деяния Петра I Г.Р.Державин. В XX веке оценки личности и деятельности ПетраI разделились.
Пушкин видел в Петре I преобразователя России, выдающегося государственного деятеля, подлинного героя истории, вечного «работника» на троне. Воздавая должное энергии и силе личности царя, поэт всё же не забывает и о деспотичности Петра. Пушкин видел в Петре I преобразователя России, выдающегося государственного деятеля, подлинного героя истории, вечного «работника» на троне. Воздавая должное энергии и силе личности царя, поэт всё же не забывает и о деспотичности Петра.
В поэме «Полтава» фигура Петра приобретает символическое значение защитника Отечества. Образ его производит впечатление красоты, силы, величия. В поэме «Полтава» фигура Петра приобретает символическое значение защитника Отечества. Образ его производит впечатление красоты, силы, величия. И он промчался пред полками могущ и радостен как бой… Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Пётр сознаёт свою силу и правду, он вместе со своим народом.
В поэме «Медный всадник» Пушкин противопоставляет Петру как символу величия и власти маленького человека. В поэме «Медный всадник» Пушкин противопоставляет Петру как символу величия и власти маленького человека.
Исторический роман “Петр I” — это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего — это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Исторический роман “Петр I” — это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего — это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом.
Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение. С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане —таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен. Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение. С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане —таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.
Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя определила построение романа. Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя определила построение романа.
Писатель показывает, как история “выбирает” Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий. Писатель показывает, как история “выбирает” Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.
Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы. Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы.
Высоко оценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений. Высоко оценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.
Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему "строгие, страшноватые", у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого. Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему "строгие, страшноватые", у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого.
Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый — национальный деятель большого масштаба. После "Полтавы" Пушкина роман Алексея Толстого — это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе. Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый — национальный деятель большого масштаба. После "Полтавы" Пушкина роман Алексея Толстого — это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.
Пётр I родился в Москве 30 мая 1672 г.Он был четырнадцатое дитя царя Алексея и первый ребенок от его второго брака –с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царевич учился бойко и охотно. Но едва Петру минуло десять лет, как ученье его прекратилось, Петра провозгласили царём, интриги сестры Софьи вызвали страшный стрелецкий мятеж, установилось двоевластие .Пётр с матерью были удалены в село Преображенское.
По заведённому обычаю царевича окружали «комнатные люди» из родовитых сверстников. Именно из них Пётр создаёт два полка: Семёновский и Преображенский. Ко двору были призваны иноземные офицеры и мастера. Царевич учится арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации. Увлекается строительством моделей кораблей. По заведённому обычаю царевича окружали «комнатные люди» из родовитых сверстников. Именно из них Пётр создаёт два полка: Семёновский и Преображенский. Ко двору были призваны иноземные офицеры и мастера. Царевич учится арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации. Увлекается строительством моделей кораблей.
После низложения Софьи Пётр в составе посольства выезжает за границу учиться наукам и политике.
После возвращения Пётр жестоко подавляет стрелецкий мятеж. После возвращения Пётр жестоко подавляет стрелецкий мятеж.
Большинство исследователей старались видеть,«разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами». «Первые, - писал Пушкин, - суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». Большинство исследователей старались видеть,«разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами». «Первые, - писал Пушкин, - суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».
Россия получила выход в Чёрное и Балтийское моря, утвердила свою независимость в Полтавской битве. Россия получила выход в Чёрное и Балтийское моря, утвердила свою независимость в Полтавской битве.
16 мая 1703 года была заложена новая столица. 16 мая 1703 года была заложена новая столица.