Книппер-Чехова, Ольга Леонардовна
КНИППЕР-ЧЕХОВА, ОЛЬГА ЛЕОНАРДОВНА (1868–1959), русская драматическая актриса. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Государственной премии СССР (1943).
Родилась 21 сентября 1868 в г. Глазове Вятской губернии в семье инженера-технолога.
В юности участвовала в любительских спектаклях, а в 1895 была принята на драматическое отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества в класс В.И.Немировича-Данченко.
НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1858–1943), русский режиссер, писатель, педагог, театральный деятель. Создатель и руководитель Московского Художественного театра (совместно с К.С.Станиславским). Народный артист СССР (1936). Лауреат Государственных премий СССР (1942, 1943). Родился 11 декабря 1858 в Озургеты (Грузия) в украинской дворянской семье (по матери армянин). Детство провел в Тифлисе. В юности с успехом участвовал в любительских спектаклях.
Позднее, занимаясь на физико-математическом факультете Московского университета (1876–1879), продолжал интересоваться театром. С 1877 печатал театральные статьи и обзоры в журналах «Будильник», «Артист», газетах «Русский курьер», «Новости дня» и др. под псевдонимами Вл., Владь, Гобой, Нике и Кикс и др. В 1881 опубликовал первый рассказ На почтовой станции. Автор повестей, романов (наиболее известны «На литературных хлебах», 1891; «Губернаторская ревизия», 1895), пьес «Последняя воля» (1888), «Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни»(1896), «В мечтах» (1901).
До последних дней жизни Немирович-Данченко возглавлял Московский Художественный театр. Совместная деятельность К. С. Станиславского и Немировича-Данченко сыграла решающую роль в развитии русского предреволюционном и современного театра. Станиславский и Немирович-Данченко создали театр, оказавший огромное влияние на развитие сов. и мирового искусства. В духе их творческих принципов воспитаны крупнейшие советские режиссеры и актеры. Немирович-Данченко был инициатором организации. При МХАТе школы-студии, ныне носящей его имя. За постановку спектакля "Кремлевские куранты" и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы Немирович-Данченко дважды (в 1942 и 1943) удостоен Государственной премии СССР.
Это был удивительный курс – вместе с молодой Книппер там учились И.Москвин, В.Мейерхольд, М.Савицкая, М.Германова, М.Роксанова, Н.Литовцева. Но везением стало то, что в год окончания студии, в 1898, в Москве открылся новый театр – МХТ, и курс Немировича-Данченко (вместе с актерами К.С.Станиславского – М.Лилиной, М.Андреевой, В.Лужским, А.Артемом) составил ядро молодой труппы.
Ее профессиональный актерский дебют совпал с открытием МХТ: в легендарном первом спектакле молодого театра, «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А.К.Толстого, она сыграла роль царицы Ирины. В том же, 1898, состоялось и еще одно знаковое событие: МХТ начал репетировать «Чайку», где Книппер (тогда еще просто – Книппер) получила роль Аркадиной.
9 сентября на репетицию впервые пришел А.П.Чехов. Так начались важнейшие шесть лет жизни О.Книппер.
Ее жизнь полна парадоксов. Из долгих лет жизни – 91 год – с Чеховым она пробыла всего шесть. Но – не совсем вместе и далеко не всегда рядом: болезнь Чехова требовала, чтобы тот жил на юге; а МХТ и актерская карьера, которой она со страстью отдавалась, удерживала ее в Москве или увозила на многочисленные гастроли.
Театр лишил ее семейного благополучия и даже детей. Брак Книппер с Чеховым трансформировался в эпистолярный роман – каждый из них написал более четырехсот писем.
Сам Чехов воспринимал постоянную разлуку как данность: со своей повышенной деликатностью он не представлял, что можно диктовать или навязывать другому свой образ жизни.
Но общественное мнение обвиняло Книппер во всех смертных грехах – особенно после кончины Чехова – в равнодушии, в жестокости, в неумении и нежелании дать покой и счастье мужу. Однако профессиональный успех для настоящей актрисы оправдывает все.
В начале 20 в. она была некоронованной королевой МХТ. В частности, актерская ревность заставила в 1904 покинуть театр М.Андрееву – соперничать с признанной примой было невозможно.
Книппер-Чехова играла все главные роли; была занята во всех пьесах Чехова – Елена Андреевна («Дядя Ваня», 1899),Маша («Три сестры», 1901), Раневская («Вишневый сад», 1904), Сарра («Иванов», 1904).
Возможно, не только ошеломляющий зрительский успех этих спектаклей, но и участие в них Книппер-Чеховой помогло автору смириться с углубленным лирическим психологизмом постановок его пьес в МХТ, несмотря на то, что сам он последовательно считал свои пьесы комедиями.
Она была широко занята в репертуаре МХТ и после смерти Чехова: графиня-внучка («Горе от ума», 1906), Терезита («Драма жизни», 1907), Анна Андреевна («Ревизор», 1908), Наталья Петровна («Месяц в деревне», 1909), фру Гиле («У жизни в лапах», 1911), Гертруда («Гамлет», 1911), Белина («Мнимый больной», 1913), Варвара («Осенние скрипки», 1915) и др. Однако в начале 1920-х все изменилось.
В МХТ нарастал кризис. Станиславский находился в растерянности: он не принял революции. Кроме того, крайне усугубился его конфликт с Немировичем-Данченко. Театр раскололся на два лагеря; и Книппер-Чехова, конечно, оказалась на стороне учителя – Немировича.
А еще в театр пришло новое поколение актеров, среди которых были две героини, составившие славу Художественного театра будущих десятилетий – А.Тарасова и О.Андровская.
К ним перешли главные роли, особенно в спектаклях Станиславского. Блистательная красавица старела; все это, вместе взятое, не могло не составить трагедию актрисы.
Известен эпизод, когда, приглашенная Немировичем-Данченко в 1940 на премьеру новой версии Трех сестер, Книппер-Чехова плакала, глядя на А.Тарасову в роли Маши, и повторяла: «Все прошло, все кончилось…»
Она пыталась играть возрастные, характерные и сатирические роли – Мария Александровна («Дядюшкин сон», 1929), графиня Чарская («Воскресение», 1930), Полина («Враги», 1935); но и эти роли она играла достаточно редко.
И, хотя в 1937 она была удостоена звания народной артистки СССР, а в 1943 стала лауреатом Государственной премии, эти награды были даны ей за прежние заслуги, а не за новые достижения.
Переписка Чехова и Книппер не только неоднократно издавалась на многих языках; она легла в основу многих пьес и спектаклей, посвященных любви Писателя и Актрисы. О взаимоотношениях Книппер и Чехова писали норвежец Франсуа Ношер, финка Анна Хабек-Адамек, американка Кэрол Рокамора и другие.
В 2003 спектакль о них поставил Питер Брук; а в 2004 внук Владимира Немировича-Данченко, заслуженный артист России Василий Немирович Данченко вместе со своей женой Анжеликой подготовил литературно-музыкальную композицию «Твой образ милый и далекий «по переписке Чехова и Книппер.
Могила на Новодевичьем кладбище Москвы Умерла 22 марта 1959 в Москве.
Работа выполнена уч.анг.яз.Куликовой З.Е., 2011 г. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/KNIPPER-CHEHOVA_OLGA_LEONARDOVNA.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wikiЯндекс.Картинки.http://belopolye.narod.ru/known_people/december/nemirovich-danchenko.htm