МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗУН.С. ЛЕСКОВА «ЛЕВША»ВЫПОЛНИЛА: КОЛЕСНИКОВА Т.П., учитель первой категорииП. ЭЛЬБАН
Сказ Лескова «Левша» вызвал отклики таких известных иллюстраторов, как Н.В. Кузьмин, Кукрыниксы, Л. Эппле и художник-мультипликатор Ю. Тюрин. В творчестве всех иллюстраторов одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья. Присущими художественной графике средствами художники умело передают мягкую иронию писателя по отношению к тульским мастерам и сатирический подтекст в изображении «мелкой русской жизни».
Художники Кукрыниксы. Фронтиспис к сказуН.С. Лескова «Левша». 1974 г.Кукрыниксы – это общий псевдоним сразу трёх художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000), который составлен по начальным слогамих фамилий. В течение своей совместнойработы они иллюстрировали работы Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Че-хова , М. Горького. В 1974 г. художники создали иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «Левша».
Вопросы и задания1.Всмотритесь в иллюстрацию. Почему художники поместили на фронтисписе портрет Левши?Как представлен Левша на обобщённом портрете, созданном художниками? Обратитесь к тексту сказа Лескова и назовите рассредоточенные в произведении черты внешности героя, которые нашли отражение на рисунке Кукрыниксов. Чем руководствовались иллюстраторы, воссоздавая одежду тульского оружейника?За каким делом изображён Левша на главной иллюстрации к произведению? Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации работу»? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет «мелкоскопа»? Почему мастер держит молоточек в левой руке?
Хуожники Кукрыниксы. Государь с Платовым в кунсткамере. Иллюстра-ция ко 2 главе сказа.1974 г.Во 2-й главе, рассказывающей о посещении государем кунсткамеры, нерусские названия предметов нарочито даются в искажённом виде, придают неповторимый колорит всему сказу, вызывают улыбку читателя.
Вопросы и задания1.Какие детали текста первой и второй глав сказа перенесли художники в иллюстрацию, воссоздающую обстановку кунсткамеры?Какое впечатление произвела кунсткамера на государя и Платова?2.Как герои изображены на иллюстрации? В чём причина «перемолвки» государя и Платова во время осмотра главного зала кунсткамеры?Как Платов «сконфузил» англичан?3.Какими словами из текста второй главы можно подписать иллюстрацию?4.Сопоставьте иллюстрацию Кукрыниксов с иллюстрацией ко 2-й главе художника Н.В. Кузьмина, воспроизведённой в учебнике. Какая Из иллюстраций вам особенно понравилась?
Иллюстрация к 3-й главе сказа. 1974 г.Государю и Платову предложили рассмотреть через «мелкоскоп» «нимфозорию», выкованную из чистой «аглицкой» стали в изображении блохи.Выразительность сцены, её насыщенность живописными подробностями вызвали отклики как в серии иллюстраций Кузьмина, состоящей из 80 рисунков, так и в графическом комментарии к сказу художников Кукрыниксов, который включил в себя 64 иллюстрации.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1.Рисунки художников Кукрыниксов заставляют читателя улыбнуться. Зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которая достигается нарочитым нарушением пропорций фигур действующих лиц, заострённостью деталей в изображении героев. Подумайте, чем вызван такой характер рисунков. В какой мере он отвечает манере сказового повествования? 2.Часто ли вы улыбаетесь, читая «Левшу» Лескова? Всегда ли безобиден смех писателя?3.Как изображены на иллюстрации герои произведения? Как переданы настроение и поведение главных и второстепенных действующих лиц произведения?
Рисунок к 3-й главе сказа. 1962 – 1965.В поисках стиля рисунков художник А. Тюрин обратился к русскому народному лубку. Лубочные картинки, зачастую наивные, но понятные простому народу, всегда печатались на отдельных листках в сопровождении пояснительных надписей. Творчески используя манеру лубочных картинок, А.Г. Тюрин запечатлел главных героев лесковского сказа. На этой иллюстрации изображён Платов лежащим на «досадной укушетке».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.Какие чувства вызывает у вас рисунок художника, сочетающий В чём художник следовал тексту лесковского сказа? Какие Детали рисунка придуманы художником как комментатором произведения?Можно ли сказать, что эти детали в целом не противоречат тексту лесковского сказа?2.В каких главах повести упоминается платовская «укушетка»? Почему упоминание об «укушетке» сопровождаются в произведении определением«досадная»? Как вы понимаете столь необычное сочетание слов?Почему в 19-й главе сказа слово «укушетка» лишено привычного эпитета?3.Сопоставьте изображение Платова на «досадной укушетке» на рисунке А. Тюрина и на иллюстрации Н.В. Кузьмина. Как на рисунках художников передано настроение донского казака Платова ? Какой рисунок произвёл на вас большее впечатлени 4.Пользуясь текстом лесковского сказа, составьте короткий рассказ «Платов и «досадная укушетка». Используйте в своём рассказе образы, созданные иллюстраторами.
Подлинными вершителями событий выступают в сказе косойЛевша и его товарищи. Они взялись выполнить государев заказ и на них «теперь почивала надежда нации».Читателя покоряют чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, ответственность за порученное дело, решительность и твёрдость духа.Нравственную опору для большого и ответственного дела мастера находят в «церковном благочестии».
Вопросы и задания1.Каждая из 20 глав лесковского сказа вносит новое в развитие действия, которое всё более укрепляет читателя в мысли, чтоистинными радетелями государственных интересов России выступают простые русские люди, воплощённые в образах Левши и его товарищей. Кузьмин ведёт читателя внутрь дома и показывает, как они работают. Всмотритесь в рисунок Кузьмина.Подберите из текста 7 главы различные варианты подписи.2.Найдите в тексте 6-й и 7-й глав детали портретной характеристики Левши. Как они воплощены в иллюстрациях к лесковскому сказу?
А.Г. Тюрин. «Бегут». ИллюстрацияК 8-й главе сказа Лескова.Иллюстрация повествует о том, какПлатов «прикатил» в Тулу. Слово «дым» вызывает улыбку, а надписи«бегут», «ещё бежит» усиливаютдинамику действия, переданную врисунке.«Потная спираль». Иллюстрация к 9-йГлаве сказа. 1962 – 1965.Иллюстрация Тюрина к 9-й главе откликну-лась на центральный эпизод. Художник не только вводит в рисунок слова «потнаяспираль», но и даёт графическое изобра-жение «спирали», она как бы охватываетвсех действующих лиц в сцене.
Вопросы и задания1.Что показалось вам неожиданным в рисунке А. Тюрина к 8-й главе произведения? 2.Чтение лесковского сказа вызывает у читателя улыбку. И 9-я глава произведения не является исключением. Писатель всегда находит комическую сторону в серьёзном предмете, преподносит читателю неожиданности, которые радуют, а порой озадачивают, охотно прибегает к эксцентрической игре слов.Художник-иллюстратор следует за писателем и стремится в рисунке передать то, что у него, как у читателя, вызвало улыбку.Какие изобразительные средства использует художник, передавая события 9 главы?
Иллюстрации к 9-й главе сказа. 1950г.Это групповой портрет тульских мастеров, которые «взялись поддержать Платова, а с ним всю Россию».«…для поисков прототипа Левши вовсе необязательно искать его в Туле среди Оружейников, наша страна богата народными умельцами – Кулибиными и Ползуновыми, -и я за свою жизнь не раз встречал людей,могущих послужить прототипами для лесковского героя». Кузьмин среди прототипов героя называет изобретателя-сапёра Шевцова, с которым служил в инженерных войсках во время 1-йМировой войны, модельщика ПутиловскогоЗавода Васина, человека редкой скромности,Похожего на Левшу, старого часовщикаЭсаулова, великого мастера, которые опреде-Лили отношение мастера книжного рисунка К лесковским мастерам-оружейникам.
вопросы и задания1.Прочитайте последний абзац 9-й главы. В какой мере рисунок художника вторит её заключительнымстрокам?2.Что утверждает Кузьмин своим рисунком?
иллюстрация к 13-й главе сказа.1950 г.Эта иллюстрация напоминает иллюстрацию к 3-й главе, когда государь Александр Павлович рассматривает блохучерез мелкоскоп в Англии. Это же делает и государь Николай Павлович, но в Петербурге. Художник выразил отношение каждого царя к английской блохе. Александр Павлович не верит в великие силы своего народа. Иной позиции придерживаетсяНиколай Павлович, верящий, что русскиелюди его не обманут. Подкованная блоха олицетворяет для государя верноподданническую преданность ему русских людей.
Вопросы и задания1.Рассмотрите иллюстрацию художников Кукрыниксов к 13-й главе произведения. Какие слова сказа заставляют вспомнить рисунок художников?Как изображён государь на иллюстрации? Что стремятся сказать читателю своим рисунком художники?2.Почему художники ввели в иллюстрацию царедворцев и Платова? О чём говорят позы царских вельмож? Как изображён на рисунке Платов?3.Сопоставьте иллюстрации к 3-й и 13-й главам, изображающим АлександраПавловича и Николай Павловича, разглядывающих с помощью мелкоскопаАнглийскую стальную блоху. Что общего в композиционном решении рисунков? В чём вы видите сходство и различие в изображении на иллюстрациях русских государей, английских рабочих «в тужурных жилетах и фартуках» и царских вельмож? Как передано поведение Платова на рисунках Художников Кукрыниксов?4.Расскажите, чем отличается отношение к стальной блохе Александра Павловича и Николая Павловича. Используйте в своём рассказе самобытные, меткие слова и выражения писателя.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К 13-Й ГЛАВЕ СКАЗА.1952 – 1965г.г.Этот рисунок ироничный. На иллюстрацииКукрыниксов государь согнулся неправдоподобно, что кажется в его спине нет позвонков. А в рисунке А. Тюрина фигура императора кажется, напротив, деревянной, негнущейся. Художник искусно использует приём преувеличения, когда мелкоскоп, который когда-то Платов «в карман спустил», снабжён ступенями. Да и головной убор государя тяжеловат, что вызывает у читателя улыбку. Преувеличение в рисунке Тюрина является одним из средств передачи иронии, свойственной сказу Лескова.
Вопросы и задания1.Как изображён на иллюстрации Левша? Какие детали его словесного портрета отображены на рисунке?2.Какие черты характера Левши, по вашему мнению, художник стремился передать на иллюстрации?3.Возможности слова шире возможностей изображения. Писатель всегда рассказывает больше, нежели художник, который иллюстрирует его произведение. Обратитесь к диалогу государя и Левши, нюансы которогоневозможно передать в рисунке. Как разговор с императором характеризует Левшу и его великолепное мастерство? Какие слова Левши из 13-й и 14-й глав вам особенно запомнились?
Иллюстрация к 15-й главе сказа. 1962 – 1965 г.г.На иллюстрации показано, как англичане преклоняются перед талантомЛевши, его мастерством. Звучит и мысль о русской отсталости, сковывающейТворческие силы народа, и приверженность Левши к своей родине.
Вопросы и задания1.Каким изображён Левша на иллюстрации? Вспомните, во что был одет Левша перед поездкой в Англию. С какой целью это было сделано? О чём свидетельствуют поза и выражение лица Левши?2.Как изображены на иллюстрации англичане? Какими словами из текста15-й главы руководствовался художник, изображая англичан на рисунке?3.Литературовед И.В. Столяров пишет: «…для понимания общего смысла сказа принципиально важно, что сам результат «безотдышной» работытульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удалось сотворить чудо – подковать «нимфозорию».И тем не менее их превосходство не абсолютно. Покованная на глазок блохане может более «дансе танцевать». Усовершенствованная английская диковинка «оказывается в то же время безнадёжно поломанной».Согласны ли вы с мнением литературоведа?4.Обратитесь к тексту произведения. Что говорят Левше англичане о подкованной блохе? В чём они видят причину того, что она «дансе» не танцует?5.Какие иллюстрации вслед за рисунком художника Тюрина вам бы хотелось нарисовать, отзываясь на «заграничные виды» Левши? Опишите устно однуиз иллюстраций.
Иллюстрация к 19-й главе сказа.1962 -1965 г.г.В 19-й главе завершается печальныйРассказ о трагической участи Левши –«великого маленького человека». Кукрыниксы запечатлели мёртвого Левшу на полу в коридоре Простонародной Обухвинской больницы, где «неведомого сословияВсех умирать принимают», встречуДоктора Мартын-Сольского с Разгневанным графом Чернышёвым и,Наконец, ружьё с таким стволом, в котором пули болтаются. Художник Предпочёл изобразить мёртвого ЛевшуРядом со дворцом, охраняемом Часовыми. Чем же вызвано такое иллюстративное решение?
Вопросы и задания1.Почему художник отказался от точного следования за художественным текстом и запечатлел смерть Левши возле дворца? Что утверждает художник своей иллюстрацией?2.Искусство иллюстрации и по сей день воспринимается неоднозначно. Есть критики, которые отрицают иллюстрацию, видя в ней «плохое воспитательное средство» Иллюстратор Кузьмин подчёркивает: «Мой собственный читательский опыт протестует против утверждения, что иллюстрация – помеха восприятию литературного произведения».Вы познакомились с иллюстрациями к сказу «Левша», выполненными художниками Кукрыниксами, Кузьминым и Тюриным. Чьи иллюстрации вам больше понравились? Какие вам особенно хотелось бы выделить? Почему?3.Прочтите заключительную главу произведения. Почему в подзаголовкепроизведение названо «сказом», а в последней главе «легендой»? Какую мысль утверждает писатель в заключительной главе?
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА1.КОЛОКОЛЬЦЕВ Е.Н. ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗУ «ЛЕВША» - Ж. «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» № 10 - 2005 г.2.УЧЕБНИК – ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Т.Ф. КУРДЮМОВОЙ