«Два Гоголясоседствуют в Москве...»
В Москве на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одному и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один — общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой — несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов своё творческое бессилие. Юрий Пелевин
Два ГоголяДва Гоголя соседствуют в Москве.Один под облаками дымной гариСтоит победоносно на бульваре,И — план романов новых в голове.Другой неподалёку, за углом,Набросив шаль старушечью на плечи,Сутулится, душою искалечен,Больною птицей прячась под крылом.Перемещён он с площади за дом,Где в тяжких муках уходил от мира,И гость столицы, пробегая мимо,Его заметит, видимо, с трудом.Два Гоголя соседствуют в Москве, —Похожи и как будто непохожи:От одного — мороз дерёт по коже,Другой — сияет бронзой в синеве.Толпой народ выходит из кино,А эти две несхожие скульптуры —Два облика одной литературы,Которым вместе слиться не дано. Александр Городницкий
Об авторах памятников Н.В.Гоголю АНДРЕЕВ Николай Андреевич (1873—1932) — выдающийся русский скульптор, график, заслуженный деятель искусств РСФСР, родился в Москве. Отец его, плотник, чтобы дать сыну образование, отдал его в 1885 году в Строгановское училище технического рисования, которое тот окончил в 1891 году.В 1900-х работал над проектами памятников М. И. Глинке, К. Д. Ушинскому, первопечатнику Ивану Федорову. Всей своей деятельностью Н. А. Андреев был связан с Москвой. Центральное произведение всего его творчества — это памятник Н. В. Гоголю в Москве, сооружённый в 1909 году.
Об авторах памятников Н.В.Гоголю ТОМСКИЙ Николай Васильевич (1900-84), российский скульптор, народный художник СССР (1960), действительный член (1949), президент (1968-83) Академии Художеств СССР, Герой Социалистического Труда (1970).
Знаете ли вы, где установлены эти памятники Н.В.Гоголю? При каких обстоятельствах?
Памятник Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве 1904—1909гг. Открытие памятника состоялось 26 апреля 1909 года.Оно было приурочено к 100-летию со дня рождения писателя.
«Открывали памятник в сырости, холоде, липы едва распустились. Трибуны окружали монумент. Народу много. Помню минуту, когда упал брезент, и Гоголя мы наконец увидели. Да, неказисто он сидел... и некий вздох прошел по толпе». Борис Зайцев, русский писатель«Трактовка сюжета была для того времени новаторской, и памятник встретил весьма неблагосклонный прием у широкой публики. Фигуру, закутанную в плащ, сравнивали с летучей мышью, с вороной, словом, насмешкам не было конца. Отдельные голоса критиковали местоположение памятника и доказывали, что если бы тыл скульптуры был защищен каким-нибудь зданием, впечатление было бы иным». Литератор Татьяна Аксакова-Сиверс«Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное... Да здравствует Н.А. Андреев!» Илья Репин
Гоголь в тяжелой задумчивости. Для писателя настал последний, кризисный период жизни. Он разуверился в правоте и благе своего творчества и уже отрешился от жизни. Скульптор представил Н.В. Гоголя отчужденным, надломленным и глубоко несчастным человеком на грани отчаяния. Мастер воплотил в скульптурном образе концепцию творчества как драмы. Его произведение стало не только лучшим памятником писателю, но и одной из лучших городских скульптур Москвы.
Памятник Н.В. Гоголю на Гоголевском бульваре в Москве 1952 г. В 1936 году было принято решение правительства «О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве». В 1952 году, теперь уже к столетию со дня смерти писателя, на месте старого памятника поставили новый «правительственный вариант» скульптора Н. В. Томского, с торжественной надписью на постаменте: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». Скульптор тоже был Николай Васильевич.
В 1952 году на Гоголевском бульваре появилась работа Н. В. Томского, перед которым поставили задачу создать Гоголя, «смотрящего на окружающий мир с одобрением». Скульптор с задачей справился: улыбающийся, жизнерадостный Гоголь и по сей день стоит над надписью «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года».
Найдите в стихотворении «приметы памятников». одиндругой
Какими автор видит памятники?Похожи и как будто непохожи…Почему? Чем непохожи?Выражают разные состояния души человека.
Какое впечатление производит на вас каждый из этих памятников?
Как выражает своё отношение к памятникам автор стихотворения? От одного – мороз дерёт по кожеДругой – сияет бронзой в синеве
Определите лексическое значение слова «перемещён». Знаете ли вы судьбу памятников Н.В.Гоголю?
ИНТЕРЕСНАЯ история произошла с памятниками Н. В. Гоголю. Памятник А.Н. Андреева благополучно простоял на Гоголевском бульваре до 1951 г.В 1951 году андреевский Гоголь был перенесен с Арбатской площади в Донской монастырь, в Музей мемориальной скульптуры, где несколько лет числился как музейный экспонат. Однако и там он простоял недолго. В 1959 году, уже к 150-летию со дня рождения Гоголя, по ходатайству Министерства культуры СССР, памятник был установлен во дворе бывшего дома А. С. Талызина (Никитский бульвар, 7а). И не случайно.Этот дом — последнее пристанище писателя, где к концу жизни он нашел заботу и понимание в семье близких ему людей — графа Александра Петровича Толстого и его супруги графини Анны Георгиевны. Поэт Николай Берг вспоминал: «Здесь за Гоголем ухаживали как за ребенком, предоставив ему полную свободу во всем. Он не заботился ровно ни о чем. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет». В двухэтажный московский особняк начала XIX века Гоголь переехал зимой 1848 года, где снимал квартиру его знакомый, граф Александр Толстой. Гоголь жил в двух небольших комнатах первого этажа. Именно здесь, в ночь с 11 на 12 февраля, смертельно больной писатель сжег почти полностью подготовленную к печати рукопись второго тома «Мертвых душ». Здесь же 21 февраля 1852 года он скончался.
Памятник Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве 1904—1909гг. Барельеф. Персонажи «Мертвых душ»
Памятник Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве 1904—1909гг. Барельеф. Персонажи «Петербургских повестей» Герои «Петербургских повестей» идут вместе в одном направлении, но не видят друг друга, и не смотрят на зрителей. Они разобщены и отчужденны. При чем движутся справа налево: по сценическим законам они возвращаются. Но куда? Быть может, к своему автору, такому же одинокому и замкнутому?
Памятник Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве 1904—1909гг. Барельеф. Персонажи «Ревизора»
Вокруг этих памятников до сих пор не утихает спор.Известные актеры, режиссеры, писатели, деятели науки обратились к председателю Государственной Думы Борису Грызлову с просьбой содействовать возвращению памятника Гоголю работы скульптора Николая Андреева на его прежнее место.Как говорится в письме, которое подписали 50 известных человек, в апреле 2009 года Россия будет отмечать двухсотлетие великого писателя. И сейчас самый подходящий момент для того, чтобы восстановить историческую справедливость и вернуть памятник на его исконное место. Беспокойная судьба!
Памятник Н. В. Гоголю. 1904—1909. Фото. 1910-х гг.
Работа какого скульптора соответствует Вашему представлению о Н.В.Гоголе. Напишите сочинение-рассуждение, в котором выразите свои мысли.