Какое историческое событие вы видели на экране?
Бородинское сражение и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Проблемные вопросы урока. Как исторические факты помогли вам в понимании сюжета стихотворения и чувств лирического героя, участника событий 1812 года?Что сильнее воздействует на читателя: исторические факты или художественное произведение?
Из истории Бородинского сражения. 26 августа 1812 года в половине шестого утра началось крупнейшее сражение Отечественной войны.Русская армия насчитывала 132 тыс. человек и 640 орудий. Наполеон имел 135 тысяч человек и 587 орудий.Цели сторон были разные. Наполеон стремился разгромить русскую армию и захватить Москву. Кутузов планировал подорвать наступательный прорыв противника и обескровить его.Сражение не принесло победы никому. Количество погибших огромно. У французов – 60 тыс., у русских – 44 тыс.Позже Наполеон скажет: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
План Бородинского сражения
Полководцы . Михаил Илларионович Кутузов1745—1813Петр Иванович Багратион(1765-1812)Николай Николаевич Раевский(1771-1829)
Бородинскому сражению было посвящено много поэм и стихотворений. 1812 год восхваляли Крылов И.А., Жуковский В.А., Давыдов Д.В., Глинка Ф.Н., Тютчев Ф.И., Пушкин А. С., Лермонтов М.Ю. и другие. Многие из них были участниками Бородинского сражения. В своих стихах поэты писали о решимости защищать Родину, исполнить свой патриотический долг.
М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841) Лермонтов с детства слышал рассказы о героических днях войны 1812 года. Эти рассказы о подвигах русских воинов, о любви к родной земле и Москве волновали мальчика. В 17 лет Лермонтов написал первое стихотворение о знаменитой битве « Поле Бородина». А в 1837 году, когда Россия отмечала 25-ую годовщину славной битвы, он вновь пишет об этом событии.
М.Ю.Лермонтов был на Кавказе, когда в журнале «Современник» появилось стихотворение «Бородино». Это был отклик на 25 – летнюю годовщину Бородинского сражения.Прочитаем стихотворение.
Объясним некоторые слова Кивер Высокий круглый военный головной убор из твердой кожи
Сеча сражение, битва. Подвиг солдат генерала Горчакова. Худ. Ю. Цыганков
Редут - полевое укрепление.Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии.Лафет – станок, на котором укреплялся ствол артиллерийского орудия.Бивак – стоянка войска под открытым небом.Хват – удалой, смелый человек.Басурманы – враги.
Драгуны солдаты кавалерийских частей
Уланы солдаты кавалерийских частей
Подвиг солдат Раевского. Худ. Н. Самокиш.
Подберите к историческим фактам подходящие по смыслу строки из стихотворения.
Подберите к историческим фактам подходящие по смыслу строки из стихотворения.
Подведем итоги сопоставления. Что общего и в чем различие в описании Бородинского сражения историками и поэтом?Исторические факты и стихотворение дают описание битвы, ее напряженных моментов, больших потерь. Но исторические факты более точные и конкретные. Этого нет у М.Ю.Лермонтова. Его описание боя более поэтичное, емкое; за строчками стихотворения чувствуется боль и переживания автора, а также гордость за русский народ.
Ответим на главные вопросы урока . Как исторические факты помогли вам в понимании сюжета стихотворения и чувств лирического героя, участника событий 1812 года?Что сильнее воздействует на читателя: исторические факты или художественное произведение?
Спасибо за работу на уроке! Домашнее задание: Выучить стихотворение «Бородино» наизусть.
Об авторах Масагутова Галина Михайловна, учитель истории МОУ «СОШ № 6», Ощепкова Светлана Валерьевна, Торсунова Наталья Дмитриевна, учителя литературы МОУ «СОШ № 6».