Психология ребенка, словотворчество в сказке А.А. Милна «Винни - Пух»
Алан Александр Милн (1882-1956) прозаик, поэт и драматург, классик литературы ХХ столетия, автор знаменитого «Винни-Пуха».
В 1920 году родился сын Кристофер Робин. И он станет главным героем и первым читателем историй о себе самом и своих друзьях-игрушках. Когда сыну исполнилось 3 года, Милн начал писать про него и для него стихи, лишенные сентиментальности и точно воспроизводящие детские эгоцентризм, фантазии и упрямство.
Официальная дата рождения Винни-Пуха — 21 августа 1921, то есть день, когда Кристоферу Робину Милну исполнился 1 год. В этот день Милн подарил сыну плюшевого медведя (который, правда, получил имя Пуха только через четыре года).
Игрушки Кристофера Робина, ставшие прототипами героев книги (за исключением Кролика,Совы, Крошки Ру) С 1947 находятся в США (отданы туда Милном-отцом на выставку), а в настоящее время выставлены в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Поначалу сказка прерывается «реальными» отступлениями. Так, в действительности Кристофер Робин спускается по лестнице и тащит за ногу плюшевого медведя, и тот «бумкает» головой по ступенькам: это бумканье мешает медведю как следует сосредоточиться.
В папиной сказке мальчик попадает из помпового ружья в Винни-Пуха, повисшего под воздушным шариком, а после второго выстрела Пух наконец падает, считая головой ветки дерева и при этом на ходу стараясь думать.
Лес – психологическое пространство детской игры и фантазии. Писатель поселил мальчика и его медведя вместе с другими героями в сказочном Лесу. Все, что совершается там, есть миф, рожденный воображением Милна-старшего, детским осознанием и... логикой героев-игрушек.
В лесу есть своя топография: Пуховая опушка Дремучий лес Шесть Сосен Унылое место Зачарованное место (где растет то ли 63, то ли 64 дерева) Лес пересекает Река и течет во Внешний Мир; она – скрытый от понимания маленького читателя символ времени, жизненного пути, стержня Вселенной.
Время в Лесу психологично и мифологично: Оно движется только в пределах отдельных историй, ничего не меняя в целом. «Давным-давно – кажется, в прошлую пятницу…» - так начинается одна из историй. Герои знают дни недели, часы определяют по солнцу. Это цикличное, замкнутое время раннего детства.
Герои не взрослеют, но возраст определен – по хронологии появления рядом с мальчиком. Кристоферу Робину – 6 лет Самому старому другу медвежонку – 5 лет Пятачку кажется, что ему «ужасно много лет: может быть 3 года, а может – даже 4!»
Система героев строится по принципу психологических отражений «я» мальчика Герой сказок Кристофер Робин – самый умный и храбрый; Он объект всеобщего уважения и трепетного восторга. Его лучшие друзья – медведь и поросенок.
Поросенок воплощает в себе вчерашнее, почти младенческое «я» мальчика – его былые страхи и сомнения: главный страх – быть съеденным, а главное сомнение – любят ли его близкие?
«Ах ты, глупенький мишка!» ласково произносит Кристофер Робин. Винни-Пух же – воплощение «я» нынешнего, на которое мальчик может переносить свое неумение сосредоточенно думать.
Сова, Кролик, Иа-Иа – это варианты взрослого «я» ребенка, в них отражаются и какие-то реальные взрослые. Для них Кристофер Робин является кумиром, а в его отсутствие они всячески пытаются укрепить свой интеллектуальный авторитет.
Сова говорит длинные слова и делает вид, что умеет писать. Кролик подчеркивает свой ум и воспитанность, однако он не умён, а просто хитёр. Ослик Иа-Иа – его ум занят только «душераздирающим» зрелищем мировых несовершенств. Его взрослой мудрости не хватает на детскую веру в счастье.
Время от времени в лесу появляются чужаки: Реальные (Кенга с малышом Ру, Тигра) Выдуманные (Бука, Слонопотам) Чужаки воспринимаются болезненно, со страхом: такова психология раннего детства. Реальные – поселяются в Лесу навсегда.
Традиционный сказочный конфликт добра и зла отсутствует. Его заменяют противоречия между знанием и незнанием, воспитанностью и невоспитанностью.
Кенга – единственная настоящая взрослая среди всех, потому что она – мама. Крошка Ру отличается от маленького Пятачка тем, что ему нечего бояться и не в чем сомневаться, так как мама и ее карман всегда рядом.
Тигра – воплощение абсолютного незнания: Он даже не видел раньше своего отражения в зеркале… Тигра учится по ходу, чаще всего на ошибках, доставляя другим хлопоты. Тигра появляется в Лесу, когда Кристофер Робин начинает своё систематическое образование.
Винни-Пух, который помнит, что у него в голове опилки, и потому скромно оценивает свои возможности. Делает что-либо лишь после серьезных размышлений. Тигра же вовсе не думает, предпочитая сразу действовать, и ни на миг не сомневается в себе.
Все герои лишены чувства юмора – они с крайней серьёзностью подходят к любому вопросу. Они добры Им важно чувствовать себя любимыми Они ждут сочувствия и похвалы
Главный мотив всех историй – освоение мира играющим ребёнком. Сказочные герои никогда не играют, а между тем их жизнь – это большая игра мальчика.
Стихия детской игры невозможна без детской же поэзии. Винни-Пух сочиняет Шумелки, Кричалки, Ворчалки, Пыхтелки, Сопелки, Хвалебные песни и даже теоретизирует: «Кричалки – это не такие вещи, которые вы находите, когда хотите, это вещи, которые находят вас».
Шумелка: Хорошо быть медведем, ура! Хорошо быть медведем, ура! Побежу... (Нет, победю!) Победю я и жару и мороз, Лишь бы медом был вымазан нос! Победю... (Нет, побежду!) Побежду я любую беду, Лишь бы были все лапки в меду!.. Ура, Винни-Пух! Ура, Винни-Пух! Час-друтой пролетит, словно птица, И настанет пора подкрепиться!
Песенка – пыхтелка: Если б мишки были пчелами, То они бы нипочем Никогда и не подумали Так высоко строить дом; И тогда (конечно, если бы Пчелы-- это были мишки!) Нам бы, мишкам, было незачем Лазить на такие вышки!
В 1969—1972 в СССР на киностудии «Союзмультфильм» были выпущены 3 мультфильма режиссера Федора Хитрука: «Винни-Пух», «Винни-Пух идет в гости» и «Винни-Пух и день забот», завоевавшие любовь детской аудитории.
«Винни-Пух» признан во всем мире как один из лучших образцов книги для семейного чтения. В книге есть всё то, что привлекает детей, но есть и то, что заставляет переживать и размышлять взрослых читателей. Книги были переведены на 25 языков и заняли свое место в сердцах и на полках миллионов читателей.
К 1996 году было продано около 20 миллионов копий. С 1968 издательство Муффин продавало ежегодно 500000 экземпляров.