Абрамов Фёдор Александрович.1920-1983 О чём плачут лошади.
Федор Александрович считается одним из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы – одной из главнейших ветвей советской литературы 1960-1980х годов. Долго прожив в Верколе, и не понаслышке зная русский Север, он понимал, что старая деревня с ее многовековой историей и традициями уходит сегодня в небытие, исчезают вековые устои, рушится та почва, на которой выросла вся наша национальная культура. Именно поэтому он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека, с его противоречивой натурой, но с огромными нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь немногословной и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.
Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.Я не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи. Я отвел глаза в сторону … Не знаю, сколько продолжалась для меня эта молчаливая пытка на зеленой луговине под горой, - может, минуту, может, десять минут, может, час, но я взмок с головы до ног.И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор. И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...
Каким предстаёт перед нами герой рассказа?
Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть.Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости.Сегодня Рыжуха при моем приближении не выказала ни малейшего воодушевления. Стояла возле кола неподвижно, окаменело, истово, как умеют стоять только лошади, и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней.Я схватил ее за густую с проседью челку, которую сам же и подстриг недели три назад - напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слезы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы.
Какую роль в повествовании играет описание лошади?- Как оно характеризует героя?Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости.Как автор описывает лошадь? Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо.
И вот эта старая кобыла, когда им становилось совсем невмоготу (а работа там была каторжная, на износ), начинала подбадривать ее своими песнями.- Я в жизни ничего подобного не слыхала, - говорила Рыжуха. - Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами. И когда я слушала эти песни, я забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой то и дело лупил нас злой мужик. И мне легче, ей-богу, легче было тащить тяжелую косилку. Я спрашивала Забаву - так звали старую кобылу, - не утешает ли она меня. Не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье? Но она меня уверяла, что все это сущая правда и что песни эти певала ей еще мать. Певала, когда она была сосунком. А мать их слышала от своей матери. И так эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в ихнем роду.
На некоторых из них просто мочи не было смотреть. Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.И вот, - заключила свой рассказ Рыжуха, - сегодня утром, как только нас вывели на луг, я начала петь песни старой кобылы своим товаркам и товарищам, а они закричали в один голос: "Вранье все это, брехня! Замолчи! Не растравляй нам: душу. И так тошно".…Я отвел глаза в сторону и тут мне показалось, что отовсюду, со всех сторон, на меня смотрят большие и пытливые лошадиные глаза. Неужели то, о чем спрашивала меня Рыжуха, занимало и других лошадей? Во всяком случае, обычного хруста, который всегда слышится на лугу, не было.
не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности.Почему же герой почувствовал себя нелепым, отжившим существом? (Нарушена связь человека и природы).
В чём смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе?)«Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку, отличаясь, например, от Миколки, который проявляет жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознаёт трагичность происходящих потерь
Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство - в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем.Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился - ни одной божницы не помню я в своей деревне без Егория Победоносца. И конской подковой - знаком долгожданного мужицкого счастья - встречало тебя почти каждое крыльцо. Всё - конь, всё - от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти...
Прочитать описание луга в начале рассказа. Какими мыслями и чувствами оно проникнуто?Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется самым чудесным временем жизни человека – детством.Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.
Для чего в рассказ вводится повествование о коллективизации?Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы! У конюшни толклись, митинговали с утра до ночи, там выясняли свои отношения. Сбил у Воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали. Э-э, да что толковать о хозяевах, о мужиках, которые всю жизнь кормились от лошади! Я, отрезанный ломоть, студент университета, еще накануне войны не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который когда-то, как солнце, освещал всю жизнь нашей многодетной, рано осиротевшей семьи. И даже война, даже война не вытравила во мне память о родном коне.
Именно с этого момента меняется отношение к лошадям:Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава - дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус - в затишные вечера серым облаком, тучей клубился над ними комар и мошкара.Лошади коллективные(ничьи)- Получается, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДАЛ СУЩЕСТВА, которые он сам же приручил
Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»?Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.
Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»? Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам
В чём смысл названия рассказа?Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий
Какова идея этого рассказа?Ответственность человека за жизнь на земле.Неразрывная связь человека и природы.