Презентацию к уроку литературы по творчеству А.Т.Твардовского выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Орлова Валентина Ивановна
Творчество и судьба А.Т.Твардовский
А.Т.Твардовский
Цели урока1. Обзор жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского.2. Значение творчества и общественной деятельности.3. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Братья».4. Развитие интереса к творчеству великого поэта.
Эпиграф А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности… К.Куликов
Русский поэт А.Т. Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии в деревне Загорье в семье деревенского кузнеца.
Мать - Мария Митрофановна родом из обедневшей дворянской семьи. Отец - Трифон Гордеевич человек начитанный, по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Некрасова и др. Первое стихотворение, написанное в детстве, было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнезд. В 14 лет стал писать свои стихотворения.
Юность Учился в Смоленском пединституте. 1939 г. – окончил Московский институт философии, литературы и истории.
Возвратившись в родные места, пишет о них проникнутые любовью, грустью стихотворения. Трагически переживал многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал.
Поэма «Страна Муравия» 1936г. – пишет поэму “Страна Муравия”, за которую наградили орденом Ленина.
Финская война 1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т.Твардовский принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со стихами и картинками. Так родился литературный герой – боец Вася Теркин.
1941-1945гг. – поэма «Василий Теркин», «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского.
Великая Отечественная война 1941-1942гг. – работал в Воронеже в редакции газеты «Красная Армия» 1941,1946,1947- лауреат Сталинской премии.
Послевоенные годы 1946г. – поэма «Дом у дороги» 1950-1960гг. – поэма «За далью даль» В данных поэмах А.Твардовский во многом по-новому, все глубже и разносторонне осмысливает исторические судьбы народа, «…мир большой и трудный…».
Память войны прозвучала в целом ряде лирических стихотворений поэта: «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда закончилась война…», «Я знаю, никакой моей вины». Они продиктованы наполнявшим поэта чувством « на вечного обязательства живых перед павшими за общее дело, невозможностью забвения…»
Стихотворение «Я убит подо Ржевом» написано в 1945-46 гг. Первоначально имело другое название -«Завещание воина».
В основу этого стихотворения легли два запомнившихся ему эпизода: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 г.; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт.
1961г. – лауреат Ленинской премии
Позднее творчество Философское осмысление жизни, восприятие природы как единого и вечного мира, частица которого человек, обращение к большим и малым событиям истории страны – таков диапазон поздних стихотворений Твардовского, собранных в книге «Из лирики этих лет»(1967)
Поэма «По праву памяти» 1966-1969гг. – работает над поэмой «По праву памяти», опубликованной в наши дни. Поэма рассказывает о горьких, трагических уроках нашей истории, связанных с периодом культа личности Сталина, о трагедии тех, на кого тяжким грузом легло клеймо «сын врага народа».
Журнал «Новый мир» 1950-1954 и1958-1970гг. –главный редактор журнала «Новый мир». Своей организационно-редакторской деятельностью, примером собственного творчества Твардовский достойно продолжал лучшие традиции русской советской литературы. Его помощь и поддержка ощутимо сказались в творчестве многих писателей. 1971г. – лауреат Государственной премии.
В 1971году поэт заболел и умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В Воронеже и Москве его именем названы улицы.
Современники о А.Т.Твардовском «Один из великих поэтов 20-века»,-так называл его Константин Симонов.«Поэт громадной мощи»,-считал Юрий Трифонов.«Собиратель литературы. Авторитетнейший судья. Властитель поколения»-это высказывание Федора Абрамова.
Анализ стихотворения «Братья» Какие картины детства описаны в этом стихотворении?Что привносит повторение слов «свой»?С каким чувством вспоминает свое детство поэт?С какой целью используются диалектные слова: ухватка, обапол?Как вы объясните их значение?
Лексическая работа Ухватка – прием, уловка, образ телодвижения, сноровка или привычка. (словарь В.И.Даля)Обапол – предлог и наречие –около, подле, возле, близко. (словарь В.И.Даля)Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами. (словарь С.И.Ожегова)
С какими страшными событиями репрессий связана концовка стихотворения?Какое они имеют значение для смысла стихотворения – главное или второстепенное?Сформулируйте кратко ваше впечатление от этого стихотворения.
Выводы А.Т.Твардовский – один из поэтов х х века, показавший жизнь, боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны в различные исторические периоды.А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.