«В Париже» рассказ из сборника И.А. Бунина «Темные аллеи» Презентация Акчуриной Олеси Ученицы 9«А» класса 2011 г.
Краткая биография И.А. Бунина БУНИН Иван Алексеевич (1870 - 1953) - писатель. Род. в старинной обедневшей дворянской семье. Детство Бунин провел в небольшом родовом имении в деревенской глуши Орловской губ. Учеба началась с появлением в доме студента Н.О. Ромашкова, оказавшего на мальчика огромное влияние: с ним Бунин прочел впервые стихи, после чего ему захотелось писать самому. В 1881-1886 Бунин учился в Елецкой гимназии, к-рую не закончил. Обучение Бунин продолжил его старший брат Юлий, воспитавший в Б. вольнолюбие и сострадание к обездоленным. Свои первые стихи и рассказы Бунин напечатал в 17 лет. После лит.-критической статьи о знакомом поэте Бунин был приглашен на работу в редакцию газ., где выполнял обязанности от корректора до театрального критика. К 30 годам Бунин уже стал известным писателем. Рассказы "Танька", "Антоновские яблоки", сб. стихов "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло поражали художественно отточенным языком, виртуозностью и в то же время простотой. Бунин был избран почетным академиком и почетным членом Общества любителей росс. словесности. В 1900 Бунин смог впервые уехать в заграничное путешествие. Никогда не имевший и не желавший иметь свой дом, он жил вечным странником, объездившим Европу, Азию, Ближний Восток и Африку. В 1915-1916 были изданы "Чаша жизни" и "Господин из Сан-Франциско" - лучшее, что было написано Б. в дореволюционной России. Б. встретил резким неприятием Февральскую и Октябрьскую рев. Не принимавший ни социализма, ни коллективизма, Б. в 1920 вместе с женой покинул Россию. За 33 года, прожитых во Франции, страна не стала для него родной. Его роман "Жизнь Арсеньева" получил в 1933 Нобелевскую премию "за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер". Во время фашистской оккупации Франции Б. отказался от сотрудничества с нацистами; прятал скрывавшихся евреев. В 1937-1945 жил в крайней бедности, но писал рассказы, объединенные в кн. "Темные аллеи", к-рую Б. считал "самой совершенной по мастерству". Б. писал воспоминания, приводил в порядок архив и пытался работать вплоть до последнего дня жизни.
«Темные аллеи» Начало XX века представило российской литературе галерею новых писателей, продолжавших лучшие традиции литературы XIX века. Иван Бунин вступил на свой творческий путь еще в 1895 году, но основной этап его творчества пришелся на первую половину XX века. Цикл рассказов «Темные аллеи» является непревзойденным шедевром Бунина. Сам писатель считал эту книгу самой совершенной по мастерству из всех своих работ. «Все рассказы в этой книге о любви, - писал Бунин. - О самых темных и жестоких ее аллеях». Действительно, тема любви является ведущей в цикле, но она неразрывна связана с темами природы, смерти... В «Темных аллеях» Бунин воспевает любовь во всех ее проявлениях: когда она остается неузнанной; когда она чуть теплиться, но не вспыхивает; когда она переходит в страсть. Мысль автора такова, что настоящая любовь не может длиться долго: она мгновенна, словно удар грома, словно вспышка, но затем она так же внезапно угасает. Любовь в произведениях Бунина не терпит длительности. Чтобы она не иссякла, не сошла на нет, необходимо расставание, расставание навсегда. Если герои не расстаются по своей воле, вмешивается рок.
Краткое содержание рассказа «В Париже» Бывший офицер императорской армии, участник событий 1917 года и гражданской войны Николай Платоныч, как и многие другие, вынужден был покинуть родину, которую страстно любил. Николай работает по заказу иностранных издательств в Париже. Однажды, он заходит в русскую столовую, и встречает там официантку Ольгу. Появляется она в жизни Николая Платоныча неожиданно: “Вдруг его угол осветился…” Среди заурядной обстановки это и на самом деле кажется удивительным, чудесным посланием небес. Всё в ней — приятный голос, русское происхождение, лёгкая улыбка, следы благородства — притягивает. Герои сразу же «находят», «узнают» друг друга в этом далеком от родины мире, где живут люди с совершенно иным самосознанием, где и Ольга, и Николай внутренне чувствуют себя чужими, неприкаянными, несмотря на внешнюю занятость. Встреча героев - та «счастливая встреча», которой ждал и на которую надеялся Николай. Но судьба, внезапно соединившая их, спустя некоторое время так же внезапно оборвала счастье этой пары - Николай умер от апоплексического удара в метро. Итак, Николай умирает, а Ольга остается одна, лишенная надежд на счастье и светлое будущее.
Герои рассказа Николаю было «не больше сорока лет», но «говорил и держался он как человек, много испытавший в жизни». Психологический портрет Николая, написанный Буниным, сразу же дает представление о характере этого человека. Николай не является скрытным, но речь его «сжата». «Сжатость» речи - признак, указывающий на то, что Николай не видит в окружающем обществе людей, способных понять его, разделить его мысли, хотя у него есть знакомые в предместьях Парижа. Во всем облике Николая сквозит одиночество. Поэтому «светлые глаза его» смотрят «с сухой грустью». Сперва Николай мог показаться настоящим женоненавистником, циничным человеком. Позже мы узнаем, что личные причины заставили его столь нелестно отзываться о женщинах: жена бросила Николая Платоныча на второй год замужества ради красивого и богатого, “милого мальчика, гречонка”. В ходе рассказа мы разгадаем в главном герое любящего, внимательного, нежного мужчину и услышим грустные размышления, помогающие понять внутренний мир Николая Платоныча Ольга - «женщина лет тридцати, с черными волосами на прямой пробор и черными глазами». О чувствах и характере Ольги Бунин при описании не сообщает почти ничего, но по ее репликам, по тому первому впечатлению, которое она произвела на Николая («Вежливость и безразличие, все повадки и движения скромной и достойной служащей»), можно сделать вывод, что характер этой женщины несет отпечаток той спокойной, однообразной жизни, не отягощенной проблемами и заботами, которую ведет Ольга.
Идея рассказа Рассказ И.А.Бунина В Париже входит в известный цикл Тёмные аллеи. Тема рассказа - жизнь и любовь в эмиграции. Сюжет произведения несложен, рассказ построен с соблюдением линейной последовательности. События точно привязаны к календарю и вписаны в географическое пространство. Николай Платоныч, как и многие другие, вынужден был покинуть родину, которую страстно любил. Ольга Александровна официантка в небольшой русской столовой. Судьбы героев искалечены, семьи разбиты. По-видимому, в жизни автора и его героев есть немало совпадений: и революция, что выпала на их долю и которую они не смогли принять; и Париж, который никогда не заменит им Россию; и любовные переживания, оканчивающиеся катастрофой. Люди, окружающие героев, неприятны, обстановка раздражает. “Густо и черно поднимался по лестницам народ, газетчик резко выкрикивал… низким утиным кряканьем”; “толстый, с багровыми щеками шофёр…” Это делает картину жизни мрачной и нагнетает тоску. Отчужденность героев по отношению к внешнему миру наиболее ярко проявляется во время просмотра фильма в кинотеатре. «Тут ужасно скучно и нечем дышать», - говорит Николай Ольге, хотя «из зала гремел вместе с рукоплесканиями отчаянно - радостный хохот». Это сопоставление серьезного и смешного придает трагическое звучание эпизоду. Как всегда у Бунина, важную роль в раскрытии характеров играет природа, пейзаж. Неслучайно дождь владычествует в повествовании, вызывая ненастье: ненастье в душе, ненастье в природе. Итак, выбрав две судьбы, два характера, Бунин показал трагедию России. Тысячи элегантных дам становились официантками, тысячи лучших умов вынуждены были прозябать в чужой стране. Наверное, спасало и утешало одно — любовь. Развязка трагическая: “На третий день Пасхи он умер…” Обстоятельства мешают любви не случайно — они “останавливают мгновенье”, пока любовь не опошлилась, не погибла. На первый взгляд, неожиданный финал рассказа становится вполне понятным и оправданным. Прекрасно обрести любовь, страшно потерять её, но всё же, как утверждал Бунин, она составляет самые лучшие мгновенья жизни.
Афоризмы Нет ничего более трудного, как распознать хороший арбуз и порядочную женщину. Вода портят вино так же, как повозка дорогу и как женщина душу. Милосердный Господь всегда дает штаны тем, у кого нет зада... Кто женится по любви, тот имеет хорошие ночи и скверные дни. Терпенье - медицина бедных. Любовь заставляет даже ослов танцевать. Да, из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного- счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу - и все напрасно...
Спасибо за внимание!