Познакомить с русской культурой конца XIX – начала XX веков Познакомить с русской культурой конца XIX – начала XX веков Дать определение понятия Серебряный век Развитие образного мышления Воспитание духовно-нравственных ценностей
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Ассоциативная цепочка: Ассоциативная цепочка: Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса… Особый мир – возвышенный и прекрасный
Непродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. Непродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым. Статья Николая Оцупа «Серебряный» век русской поэзии (1933 г.) Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.)
Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте 1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте 1894 – начало царствования Николая П С 1902 г. – массовое создание политических партий 1903 г. – второй съезд РСДРП 1904 -1905 -0 русско-японская война 1905-1907 – первая русская революция 1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина 1914 – начало Первой мировой войны 1817 – Февральская революция, свержение самодержавия 1917 – Октябрьская революция (переворот)
Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний Модернизм ( фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника.
Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное… Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…
Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных". Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание. Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных". Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание. Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны…
Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роинили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..
«Золотой век» в истории русской литературы «Золотой век» в истории русской литературы Поэзия сменяется прозой Прозу сменяет поэзия Вывод по первой учебной ситуации: Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.
Голоса поэтов начала века Голоса поэтов начала века Композиция «Я каждый миг исполнен откровенья» Задания для учащихся: Прослушать композицию Записать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Символизм Символизм Акмеизм Футуризм - цели творчества; отношение к миру; отношение к слову: особенности формы произведений
Цель творчества Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову Особенности формы
Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?
(от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) (от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности - стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности - обращение к человеку, к подлинности его чувств -поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала
(от латинского futurum – будущее) (от латинского futurum – будущее) Идея разрушения старого мира Художественной системе футуризма свойственны: Культ техники, индустриальных городов; Отрицание гармонии как принципа искусства; Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу; Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника Пафос эпатажа
Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся) Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся) Просмотреть записи в тетради, записать вывод по уроку.