Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события, выпавшие на долю нашей страны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события, выпавшие на долю нашей страны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного подвига. Мы не должны забывать их имена и деяния!
1. «Слово о полку Игореве» в музыке, живописи, литературе. 1. «Слово о полку Игореве» в музыке, живописи, литературе. 2. Александр Невский: « Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет». 3. Отражение в литературе войны 1812 года. - Защитники Отечества в романе «Война и мир» ; - М.Ю.Лермонтов «Бородино». 4. Отражение в литературе Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года.
Основная идея «Слова…» Основная идея «Слова…» Призыв к единению пред лицом внешней опасности пронизывает все «Слово…». Необходимость единения автор доказывает на примере неудачного похода Игоря, изображением княжеских междуусобиц, рисуя широкий образ русской земли.
Игорь Святославич— Новгород-Северский князь с 1180, черниговский князь с 1198 по 1202 гг. Из-за натиска кочевников в 1185 Игорь вместе с братом, сыном и племянником выступил в поход против половцев. Этот поход, послуживший основой для «Слова…», закончился разгромом войск Игоря, сам он попал в плен. В том же году бежавший из плена Игорь вновь завладел своими волостями и городами Игорь Святославич— Новгород-Северский князь с 1180, черниговский князь с 1198 по 1202 гг. Из-за натиска кочевников в 1185 Игорь вместе с братом, сыном и племянником выступил в поход против половцев. Этот поход, послуживший основой для «Слова…», закончился разгромом войск Игоря, сам он попал в плен. В том же году бежавший из плена Игорь вновь завладел своими волостями и городами
■ Работал над оперой ■ Работал над оперой «Князь Игорь» 18 лет (1869-1886), но так и не закончил ее. ■ Опера была закончена Н.Римским-Корсаковым и А.Глазуновым. ■ Премьера состоялась в 1890г. в Петербурге.
В 1240 г. множество шведских кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!". В 1240 г. множество шведских кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!".
В XIII веке Русь переживала очень тяжелые времена. Она была раздроблена, русские князья непрерывно воевали между собой. Этой слабостью и раздробленностью воспользовались монгольские завоеватели. Они разоряли русские города, уводили в рабство сотни тысячи людей. В XIII веке Русь переживала очень тяжелые времена. Она была раздроблена, русские князья непрерывно воевали между собой. Этой слабостью и раздробленностью воспользовались монгольские завоеватели. Они разоряли русские города, уводили в рабство сотни тысячи людей.
Считая Русь легкой добычей, папа римский объявил крестовой поход против русского православия, и на Русь двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей Считая Русь легкой добычей, папа римский объявил крестовой поход против русского православия, и на Русь двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей
И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве народ назвал Александра Невским. И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве народ назвал Александра Невским.
Закованные в тяжелые доспехи рыцари врезались в русское войско и решили, что победа уже за ними. Но внезапно их атаковали с флангов главные силы русских дружин – конники и лучники. Спасаясь бегством, рыцари в панике стали отступать на лед Чудского озера. Здесь они и нашли свою могилу. Закованные в тяжелые доспехи рыцари врезались в русское войско и решили, что победа уже за ними. Но внезапно их атаковали с флангов главные силы русских дружин – конники и лучники. Спасаясь бегством, рыцари в панике стали отступать на лед Чудского озера. Здесь они и нашли свою могилу.
Из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», XIII век: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…» «И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…» Из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», XIII век: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…» «И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…»
Князь Александр Ярославович был православным человеком и непобедимым в открытом бою. Полководцу предстояло одержать наивысшую победу — над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю в интересах Родины. В этом заключается наивысший подвиг Александра Невского. Князь Александр Ярославович был православным человеком и непобедимым в открытом бою. Полководцу предстояло одержать наивысшую победу — над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю в интересах Родины. В этом заключается наивысший подвиг Александра Невского.
«И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя божьими рыцарями». «И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя божьими рыцарями».
Летописи свидетельствуют, что кроме ратных дел Александр Ярославович «любил чин церковный». Но деятельное православие князя не ограничивалось сферами богослужения, храмоздательства и общения с церковной иерархией. Летописи свидетельствуют, что кроме ратных дел Александр Ярославович «любил чин церковный». Но деятельное православие князя не ограничивалось сферами богослужения, храмоздательства и общения с церковной иерархией. Александр неустанно заботился о распространении православной христианской веры и Православной Церкви за пределы Руси. После смерти Александр Невский был канонизирован, т. е. причислен к лику святых.
Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4-ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война была для России национально-освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь русский народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии. Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4-ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война была для России национально-освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь русский народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.
М. Кутузов М. Кутузов
Михаил Илларионович Кутузов показан в романе как человек, воплотивший в себя дух народа. Кутузов – руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Писатель рисует Кутузова простым и скромным. Изображая внешность полководца, Толстой, верный своей творческой манере, не выписывает весь портрет, а выделяет наиболее типичные детали. Автор отмечает тучность, грузность старческую слабость и даже «вытекший белый глаз на оплывшем лице». Но именно эти детали делают его облик обыкновенным, человечным. Притягательная сила русского полководца не становится слабее. Михаил Илларионович Кутузов показан в романе как человек, воплотивший в себя дух народа. Кутузов – руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Писатель рисует Кутузова простым и скромным. Изображая внешность полководца, Толстой, верный своей творческой манере, не выписывает весь портрет, а выделяет наиболее типичные детали. Автор отмечает тучность, грузность старческую слабость и даже «вытекший белый глаз на оплывшем лице». Но именно эти детали делают его облик обыкновенным, человечным. Притягательная сила русского полководца не становится слабее. Кутузов внимателен к нуждам солдат, заботится о них как старший боевой товарищ. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории, поэтому писатель делает Кутузова выразителем своих собственных взглядов на военное искусство. Вот почему его герой в деле победы признаёт один моральный фактор, «называемый духом войска». Эта теория Толстого ошибочна.
Бой за батарею Раевского Бой за батарею Раевского
Василиса Кожина Василиса Кожина
«Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародёры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками…»(Т. 4, гл.3; 12,13). Возникновение партизанской войны писатель относит к периоду вступления неприятеля в Смоленск. Толстой посвящает ряд ярких картин действиям партизан. Писатель создал замечательные образы командиров партизанских отрядов. Прототипом толстовского Долохова послужил знаменитый командир отряда капитан Фигнер, совершивший многочисленные подвиги. А прототипом Денисова стал Денис Васильевич Давыдов. В изображении их смелых похождений нет ничего надуманного и преувеличенного. Целый ряд документов подтверждает достоверность толстовского повествования. «Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародёры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками…»(Т. 4, гл.3; 12,13). Возникновение партизанской войны писатель относит к периоду вступления неприятеля в Смоленск. Толстой посвящает ряд ярких картин действиям партизан. Писатель создал замечательные образы командиров партизанских отрядов. Прототипом толстовского Долохова послужил знаменитый командир отряда капитан Фигнер, совершивший многочисленные подвиги. А прототипом Денисова стал Денис Васильевич Давыдов. В изображении их смелых похождений нет ничего надуманного и преувеличенного. Целый ряд документов подтверждает достоверность толстовского повествования.
В центре повествования о партизанской войне стоит образ Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты воюющего крестьянского народа. Ещё до прихода в отряд Денисова он вел самостоятельную борьбу с французами. Тихон стал «самым нужным человеком в отряде» Денисова. Толстой показывает в герое силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, в тоже время автор подчеркивает в Тихоне стихийность и интуитивность. Партизанская война в понимании Щербатого – это возмездие за разорение и гибель. Тихон «пленных не брал», тем самым вступал в противоречие с тактическими планами Денисова, которому нужен был «язык». Однако даже сердящийся на него Денисов признает справедливость героя действовать именно так, как он хочет. В центре повествования о партизанской войне стоит образ Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты воюющего крестьянского народа. Ещё до прихода в отряд Денисова он вел самостоятельную борьбу с французами. Тихон стал «самым нужным человеком в отряде» Денисова. Толстой показывает в герое силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, в тоже время автор подчеркивает в Тихоне стихийность и интуитивность. Партизанская война в понимании Щербатого – это возмездие за разорение и гибель. Тихон «пленных не брал», тем самым вступал в противоречие с тактическими планами Денисова, которому нужен был «язык». Однако даже сердящийся на него Денисов признает справедливость героя действовать именно так, как он хочет.
Напрасно думал чуждый властелин Напрасно думал чуждый властелин С тобой, столетним русским великаном, Померяться главою и – обманом Тебя низвергнуть. Тщетно поражал Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал. М.Ю. Лермонтов
Основным событием 3 и 4 тома романа «Война и мир» стала Отечественная война 1812года. Основным событием 3 и 4 тома романа «Война и мир» стала Отечественная война 1812года. Толстой показал патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения, размах и величие партизанской войны. Кульминационным событием войны стала Бородинская битва, в которой писатель показал мужество, героизм участников. Представителем народной войны стал полководец Кутузов. В романе он является воплощением народной мудрости, «простоты, добра и правды».
Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп. Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп. К первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны. Ко второй группе – произведения о войне, написанные после войны участниками или очевидцами военных событий. К третьей группе относят произведения, созданные спустя многие десятилетия участниками ВОв или людьми, которые родились уже в послевоенное время.
Произведения о войне 1941 – 1945 годов создаются и в наши дни. Для них характерно, с одной стороны, стремление объективно оценить и представить события, с другой – желание переосмыслить их, увидеть по-новому. Произведения о войне 1941 – 1945 годов создаются и в наши дни. Для них характерно, с одной стороны, стремление объективно оценить и представить события, с другой – желание переосмыслить их, увидеть по-новому.
В военные годы создается большое число поэтических произведений, посвященных войне. Их главная цель – поддержать народ и призвать его на защиту Родины. В военные годы создается большое число поэтических произведений, посвященных войне. Их главная цель – поддержать народ и призвать его на защиту Родины. И та, что сегодня прощается с милым, Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит, - пишет А. Ахматова в 1941 году.
В блокадном Ленинграде В блокадном Ленинграде Все 900 дней блокады провела в осажденном Ленинграде. От истощения была на грани смерти, похоронила мужа. Обладая редкой щедростью души и даром сопереживания, постоянно выступала по радио, поддерживая дух блокадников собственным примером бескорыстия и отваги. Поэма «Февральский дневник» (1942) о мужестве ленинградцев принесла ей широкую известность; поэма «Твой путь» (1945) эту известность упрочила.
В 1946 году появилось произведение – без преувеличения – ставшее вехой в военной прозе, - повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», благосклонно принятая властями и многократно в те годы переиздававшаяся. Эта повесть В. Некрасова выразила честную и нестареющую правду о пережитом солдатами в пору военного лихолетья. «В окопах Сталинграда» — первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а ее участника, находившегося на переднем крае. К.М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А. П. Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы. В 1946 году появилось произведение – без преувеличения – ставшее вехой в военной прозе, - повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», благосклонно принятая властями и многократно в те годы переиздававшаяся. Эта повесть В. Некрасова выразила честную и нестареющую правду о пережитом солдатами в пору военного лихолетья. «В окопах Сталинграда» — первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а ее участника, находившегося на переднем крае. К.М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А. П. Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы.
Следующая веха в движении военной темы – рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства — рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, — это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире — нового большого этапа в развитии литературы. Следующая веха в движении военной темы – рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства — рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, — это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире — нового большого этапа в развитии литературы.
Поэма «Василий Теркин» (1941-45) — яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. Эта поэма печатается по главам в военных газетах и журналах. Бойцы читают ее, учат наизусть, с нетерпением ждут очередных выпусков. Василий Теркин становится любимым героем военного времени. Поэма была популярна, потому что она рассказывала о жизни на войне простого солдата, ничем не примечательного – Василия Теркина. Он всем был близок и понятен, поэтому так полюбился. Поэма «Василий Теркин» (1941-45) — яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. Эта поэма печатается по главам в военных газетах и журналах. Бойцы читают ее, учат наизусть, с нетерпением ждут очередных выпусков. Василий Теркин становится любимым героем военного времени. Поэма была популярна, потому что она рассказывала о жизни на войне простого солдата, ничем не примечательного – Василия Теркина. Он всем был близок и понятен, поэтому так полюбился.
ВАСИЛЬЕВ Борис Львович (р. 1924), русский писатель. В повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не значился» (1974) трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) социально-нравственные проблемы. Исторический роман «Были и небыли» (кн. 1-2, 1977-80). Роман «Вам привет от бабы Леры...» (1988) о трагических судьбах жертв сталинских репрессий. Пьесы, сценарии. Публицистика. Государственная премия СССР (1975). ВАСИЛЬЕВ Борис Львович (р. 1924), русский писатель. В повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не значился» (1974) трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) социально-нравственные проблемы. Исторический роман «Были и небыли» (кн. 1-2, 1977-80). Роман «Вам привет от бабы Леры...» (1988) о трагических судьбах жертв сталинских репрессий. Пьесы, сценарии. Публицистика. Государственная премия СССР (1975).
БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (р. 15 марта 1924), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984); Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1977, 1983). БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (р. 15 марта 1924), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984); Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1977, 1983). Представитель так называемой «лейтенантской прозы». В повести «Батальоны просят огня» (1957), романе «Горячий снег» (1969) — война глазами рядового участника, психология человека на войне, его нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях. В романах «Тишина» (1962), «Берег» (1975), «Выбор» (1980) — осмысленная неотторжимость судьбы человека от судьбы страны, сложные жизненные коллизии людей военного поколения. Прозаический цикл «Мгновенья» (1981-1987). Роман «Бермудский треугольник» (2000). Работы для театра и кино (в участие в создании киноэпопеи «Освобождение», 1970-1972).
АЛЕКСИЕВИЧ Светлана Александровна (р. 31 мая 1948, Ивано-Франковск), белорусская писательница. АЛЕКСИЕВИЧ Светлана Александровна (р. 31 мая 1948, Ивано-Франковск), белорусская писательница. Родилась в семье военнослужащего. После демобилизации отца из армии семья переехала в Белоруссию. Отец и мать работали сельскими учителями. В 1967 поступила на факультет журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Пробовала себя в разных жанрах, однако решающее влияние на выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его произведения «Я — из огненной деревни» и «Блокадная книга». В 1984 вышла в свет книга Алексеевич «У войны не женское лицо» — очерки на основе исповедальных рассказов прошедших через войну женщин и детей книга. В книге «Цинковые мальчики» (1990) она рассказывает о советских солдатах, до дна испивших жестокость и нравственный беспредел афганской войны. В 1994 вышла книга «Зачарованные смертью», в которой рассказывается о тех, кто покончил собой или пытался покончить, оказавшись на разломе эпох — крушения коммунистической системы со всеми ее атрибутами. В 1997 была опубликована книга «Чернобыльская молитва» о судьбах людей, переживших Чернобыль.
Окуджава — поэт фронтового поколения, рисующий войну с точки зрения любви к жизни и к человеку, которому присущ в то же время нериторический героизм. В поздней лирике нарастает мотив личной ответственности за прошлое: «Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?.. /… А справиться негде. И надо решать самому». Схожа позиция в «политических» стихах, где доля личной причастности к сталинизму («Арбатское вдохновение…», 1980; «Я маленький, горло в ангине…» и др.), вообще ответственность современников трагедии («Калужская фантазия»), не менее важна, чем инвективы палачам («Ну что, генералиссимус прекрасный…», 1981; «Письмо к маме», 1987 и др.) и проблема прощения («Прощание с осенью»). Окуджава — поэт фронтового поколения, рисующий войну с точки зрения любви к жизни и к человеку, которому присущ в то же время нериторический героизм. В поздней лирике нарастает мотив личной ответственности за прошлое: «Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?.. /… А справиться негде. И надо решать самому». Схожа позиция в «политических» стихах, где доля личной причастности к сталинизму («Арбатское вдохновение…», 1980; «Я маленький, горло в ангине…» и др.), вообще ответственность современников трагедии («Калужская фантазия»), не менее важна, чем инвективы палачам («Ну что, генералиссимус прекрасный…», 1981; «Письмо к маме», 1987 и др.) и проблема прощения («Прощание с осенью»).
Я думаю, военная проза остается ведущей в русской литературе. Она помогает осмыслить все чувства, поступки в сложнейших обстоятельствах войны. Я думаю, военная проза остается ведущей в русской литературе. Она помогает осмыслить все чувства, поступки в сложнейших обстоятельствах войны. Мне нравится поэзия Константина Симонова. Избранные стихотворения 1941 года: «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…», «Если бог нас своим могуществом…».
Книги о войне привлекают нас не только потому, что в них отражены священные трагические страницы нашей истории. Они помогают нам многое понять в повседневной многоликости «мирного» времени. Интересно в этой связи суждение писателя К. Симонова, высказанное им в одном из писем, датированном 1966 г.: «Мне кажется, что книги о войне люди, ее не пережившие, читают, когда в этих книгах есть какие-то человеческие, психологические, нравственные проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой <…> волнуют не только поколение, прошедшее войну, но и поколение, не бывшее на войне». Книги о войне привлекают нас не только потому, что в них отражены священные трагические страницы нашей истории. Они помогают нам многое понять в повседневной многоликости «мирного» времени. Интересно в этой связи суждение писателя К. Симонова, высказанное им в одном из писем, датированном 1966 г.: «Мне кажется, что книги о войне люди, ее не пережившие, читают, когда в этих книгах есть какие-то человеческие, психологические, нравственные проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой <…> волнуют не только поколение, прошедшее войну, но и поколение, не бывшее на войне».