Государственное училище (колледж) духового искусства «ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЯ в искусстве Византии и Древней Руси» Выполнил Бердников Юрий ученик 9 класса Москва 2012
Вознесение Господне, вспоминаемое на сороковой день по Пасхе, является одним из древнейших христианских праздников, установленным, по всей видимости, уже в IV веке. Великие отцы Церкви – святые Иоанн Златоуст и Григорий Нисский – являются авторами самых первых бесед на Вознесение, а блаженный Августин в своих сочинениях упоминает о повсеместном праздновании этого дня.
Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку. Примерно 400 годом датируется так называемый Бамбергский аворий – резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене. Основной сценой здесь является пришествие жен-мироносиц ко Гробу Господню, дополненное изображением юного безбородого Христа со свитком в руке, идущего по горе к небу. Из сегмента облака видна десница Бога, которая словно «втягивает» Спасителя на небо. Изображение на плакетке является буквальной иллюстрацией на текст Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он быв вознесен деснице Божиею…» .
Бамбергский аворий. Начало V в. Слоновая кость. Мюнхен. Вознесение Господне. V в. Деталь резных дверей церкви Санта Сабина в Риме.
Вознесение-праздник, который одним из первых стали изображать на иконах и благодаря глубине богословских учений праздника. Фрески Вознесения помещают в купола церквей.
Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Рабулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция Мозаика Софии Фессалоникской (885 г.)
Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове. Западный и южный фасады. Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска церкви Святой Софии в Охриде
Вознесение Христово. Центральная часть композиции. Фреска купола. Фрески Спасского собора Спасо-Преображенского Мирожского монастыря. Фрески купола.
Интерьер Мартораны( Церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо в Палермо).Палатинская капелла в Палермо.
Купол церкви Панагии в Трикомо.Фрески церкви в Старой Ладоге.
Фреска из церкви св.Пантелеимона в Нерези «Оплакивание Христа».
Апостол Пётр. Фрагмент росписи из монастыря Рабдуху на Святой горе Афон.Вознесение в куполе Храме Спаса на Нередице.
Образ Христа в храме Спаса а Нередице.
Вознесение Господне. Конец XV в. Двухсторонняя икона-«таблетка» из Софийского собора в Новгороде
Вознесение Господне. 1542 г. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви Новое Вознесение в Пскове.
Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника – радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.Праздник Вознесения - это праздник Неба, открытия человеку Неба, как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях, и которое раскрыл и вернул нам Христос. Небо — это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты.Поэтому такое важное место в христианском искусстве занимает именно изображение Вознесения Господня.