Тема урока «Войны Рима с Карфагеном» Цели урока:Обучающие: ознакомить учащихся с историей Пунических войн;Раскрыть характер и причины войн между Римом и Карфагеном;Выяснить значение этих войн;Развивающие:Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;Формировать навыки самостоятельной работы с картой, схемой, учебником; вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям;Воспитывающие: Формировать активную гражданскую позицию; воспитывать нравственность, патриотизм.Тип урока: урок изучения нового материалаМетоды проведения урока: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частичнр- поисковый
Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности: Словесные( рассказ, беседа); наглядные( иллюстрация, демонстрация);Практические; контроль;СамоконтрольОсновные понятия и термины:Пунические войны, несправедливая, захватническая война, Сенат, легионер, армия, флот.Основные события и даты: 218г. до н.э.- начало Второй Пунической войны. Переход Ганнибала через Альпы.216г.до н.э.- битва при Каннах.202г. До н.э.- битва у г.Зама.
Структура урока: Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.Актуализация знаний: подготовка к основному этапу.Усвоение новых знаний и способов действий.Первичная проверка понимания.Закрепление знаний и способов действий.Обобщение и систематизация знаний.Рефлексия.Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.Инструктаж по его выполнению.
Урок истории в 5 классе Войны Рима с Карфагеном Найдите на карте 2 города- соперника
Карфаген - соперник Рима Прочитайте текст на стр.220 и ответьте на вопросы:1.Почему только Карфаген мог быть соперником Рима?2. Почему войны между Римом и Карфагеном называются Пуническими? Проверь себя1.Другие народы не создали ещё государства.2.Были раздробленными и враждовалидруг с другом племенами.3. Карфаген имел сильную армию, состоящую из наёмников.Римляне называли карфагенян пунами, поэтому войны между ними называют Пуническими.
Рим и Карфаген готовятся к новой схватке Карфагенский воин Сравните 2 армии: римскую и карфагенскую Римский воин
Ганнибал Прочитайте документ и ответьте на вопрос:Какие черты характера отмечал Тит Ливий у Ганнибала?
Битва при Каннах Найдите в тексте учебника на ( стр.225) данные о численности войск римлян и карфагенян. 1. Сравните их и сделайте выводы.2.Что помогло Ганнибалу выиграть сражение?
Окончание войны Какую тактику выбрал Сципион, чтобы победить Ганнибала? Найдите на стр.226-227 учебника и назовите причины, почему Ганнибал, не потерпев ни одного поражения в Италии, всё же проиграл войну? Проверь себя:1.Война приняла затяжной характер.2.Армия Ганнибала грабила население, вела себя как завоеватель.Поэтому жители Италии отказались поддержать Ганнибала .
Итоги и значение Пунических войн Проверь себяЗаполните пропуски в текстеПо мирному договору с Римом Карфаген:Лишился____ , обязался выдать____ и заплатить___.2.Найдите и покажите на карте территории, которые лишился Карфаген.3. Решите тестРимлянам удалось победить Ганнибала, потому что:Воины Ганнибала были плохо подготовлены к войне.2.Воины Ганнибала понесли большие потери и устали от войны.3.Римляне сражались на своей земле, защищали родину.4. Римляне навязали Ганнибалу тот способ ведения войны, который был им выгоден. 5. Ганнибал действовал нерешительно.6. Римляне постоянно увеличивали численность своей армии.7. Римляне усилили свои войска за счёт иностранных наёмников .
Подведение итогов урока Беседа по вопросам: Почему войны Рима и Карфагена называются Пуническими?Назовите причины Второй Пунической войны, её дату?Найдите и покажите на карте путь Ганнибала в Италию. Найдите на карте место последней битвы Ганнибала с римлянами. Кто здесь лишний?Ганнибал, Сципион, Пирр.
Домашнее задание Прочитать параграф 47.Подготовить рассказы о походе Ганнибала в Италию и битве при Каннах от имени:Римского легионера;Карфагенского воина.