Михаил Семёнович Щепкин - знаменитый артист, сын крепостного в семье графа Волкенштейна. Родился 6 ноября 1788 г. в селе Красном Курской губернии. Ныне село Алексеевка Яковлевского района. Михаил Семёнович Щепкин - знаменитый артист, сын крепостного в семье графа Волкенштейна. Родился 6 ноября 1788 г. в селе Красном Курской губернии. Ныне село Алексеевка Яковлевского района.
В 7 лет в домашнем театре барина он впервые увидел оперу. И начал бредить о сцене. В театре братьев Барсовых он приобрел некоторые познания в сценическом искусстве и в 1803 году был допущен на маленькую роль в пьесе Княжнина. В 7 лет в домашнем театре барина он впервые увидел оперу. И начал бредить о сцене. В театре братьев Барсовых он приобрел некоторые познания в сценическом искусстве и в 1803 году был допущен на маленькую роль в пьесе Княжнина.
В 16 лет Щепкин сдаёт блестяще выпускные экзамены и по приказанию помещика произносит приветственную речь попечителю харьковского университета, приезжавшему открывать гимназию. За превосходную речь помещик разрешает заниматься ему всем чем хочет Михаил. В 16 лет Щепкин сдаёт блестяще выпускные экзамены и по приказанию помещика произносит приветственную речь попечителю харьковского университета, приезжавшему открывать гимназию. За превосходную речь помещик разрешает заниматься ему всем чем хочет Михаил.
Здесь раньше учился Михаил Щепкин. Сейчас это здание электроаппаратного завода. Здесь раньше учился Михаил Щепкин. Сейчас это здание электроаппаратного завода.
Михаил поступает к Барсовым на сцену. И в 1805 году не без успеха играет роль почтаря Андрея в драме “Зоя”. Затем в 1823 г. он попадает в труппу Московского театра. В 1822 году при содействие князя Репнина и при его денежной помощи, выкупился из крепостной зависимости. Михаил поступает к Барсовым на сцену. И в 1805 году не без успеха играет роль почтаря Андрея в драме “Зоя”. Затем в 1823 г. он попадает в труппу Московского театра. В 1822 году при содействие князя Репнина и при его денежной помощи, выкупился из крепостной зависимости.
Затем Ф. Ф. Кокошкин, директор московского театра, вводит Щепкина в круг писателей и профессоров университета, которые, по собственным словам артиста, "научили его мыслить и глубоко понимать русское искусство". Затем Ф. Ф. Кокошкин, директор московского театра, вводит Щепкина в круг писателей и профессоров университета, которые, по собственным словам артиста, "научили его мыслить и глубоко понимать русское искусство".
В 1825 г. Щепкин дебютировал в СПб. И перезнакомился со всеми литературными корифеями. Пушкин относился к нему с глубоким уважением и убедил его вести "Записки". В 1825 г. Щепкин дебютировал в СПб. И перезнакомился со всеми литературными корифеями. Пушкин относился к нему с глубоким уважением и убедил его вести "Записки".
Щепкин был не только участником первых постановок пьес А. С. Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал, добивался снятия с них цензурных запретов. Щепкин был не только участником первых постановок пьес А. С. Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал, добивался снятия с них цензурных запретов.
У Щепкина был высокий, неподражаемый комический талант, в соединении с юмором и поразительной веселостью, ему одному свойственными. Игра его, чуждая малейшей фальши, заключавшая в себе бездну чувства, искренности и правды, магически действовала на зрителей. Эту игру Белинский признавал творческой, гениальной: "Щепкин - художник; для него изучить роль не значит один раз приготовиться для ее, а потом повторять себя в ней: для него каждое новое представление есть новое изучение". У Щепкина был высокий, неподражаемый комический талант, в соединении с юмором и поразительной веселостью, ему одному свойственными. Игра его, чуждая малейшей фальши, заключавшая в себе бездну чувства, искренности и правды, магически действовала на зрителей. Эту игру Белинский признавал творческой, гениальной: "Щепкин - художник; для него изучить роль не значит один раз приготовиться для ее, а потом повторять себя в ней: для него каждое новое представление есть новое изучение".
Он очень прекрасно играл все роли. Он вникал в них всей своей душой. Преодолевая сопротивление цензуры, он добился постановки пьесы "Горе от ума" Грибоедова, сыграв в ней роль Фамусова. Он очень прекрасно играл все роли. Он вникал в них всей своей душой. Преодолевая сопротивление цензуры, он добился постановки пьесы "Горе от ума" Грибоедова, сыграв в ней роль Фамусова.
Одна из лучших ролей Щепкина последнего периода - Муромский ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, 1855). Выступал также в пьесах Островского (Любим Торцов - "Бедность не порок" и др.), Мольера (Гарпагон - "Скупой"), Шекспира (Полоний - "Гамлет") и др. Одна из лучших ролей Щепкина последнего периода - Муромский ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, 1855). Выступал также в пьесах Островского (Любим Торцов - "Бедность не порок" и др.), Мольера (Гарпагон - "Скупой"), Шекспира (Полоний - "Гамлет") и др.
Помимо своей игры, Щепкин услаждал москвичей мастерским чтением гоголевских произведений на литературных вечерах, которые устраивал с 1843 г. Человек с гибким умом, пылким воображением, необыкновенно добрый, приветливый, отличный собеседник, коротко знавший Россию, по его собственному выражению, от дворца до лакейской, он интересовал весь цвет интеллигенции того времени; его дружбой дорожили Пушкин, Гоголь, Белинский, Грановский, Кудрявцев. Помимо своей игры, Щепкин услаждал москвичей мастерским чтением гоголевских произведений на литературных вечерах, которые устраивал с 1843 г. Человек с гибким умом, пылким воображением, необыкновенно добрый, приветливый, отличный собеседник, коротко знавший Россию, по его собственному выражению, от дворца до лакейской, он интересовал весь цвет интеллигенции того времени; его дружбой дорожили Пушкин, Гоголь, Белинский, Грановский, Кудрявцев.
В 1855 г. было с большим торжеством отпраздновано 50-летие его служения русской сцене. В 1863 г., по совету врачей, он уехал на южный берег Крыма и скончался, 11 августа, в Ялте. В 1855 г. было с большим торжеством отпраздновано 50-летие его служения русской сцене. В 1863 г., по совету врачей, он уехал на южный берег Крыма и скончался, 11 августа, в Ялте.
Могила М.С.Щепкина в Москве на Пятницком кладбище. Могила М.С.Щепкина в Москве на Пятницком кладбище.
После этого в 1864 году в Москве издаётся его книга "Записки и письма Щепкина " После этого в 1864 году в Москве издаётся его книга "Записки и письма Щепкина "
В Москве есть улица Щепкина. На которой находится дом-музей М. С. Щепкина В Москве есть улица Щепкина. На которой находится дом-музей М. С. Щепкина
Его имя носит Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре — старейшее высшее театральное учебное заведение в России. Его имя носит Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре — старейшее высшее театральное учебное заведение в России.
В Курске есть кинотеатр имени Щепкина. Раньше это был театр на улице Херсонской. В Курске есть кинотеатр имени Щепкина. Раньше это был театр на улице Херсонской.
Ему поставлен памятник в Белгороде Ему поставлен памятник в Белгороде