Основателем Сасанидского государства был Ардешир Бабакан. В 224 году в битве у Сузиана он победил Парфию и ликвидировал ее. Так в 226 году возникло государство Сасанидов
227 году Атропатена подчинилась сасанидам, стала важнейшей областью и центром зороастризма.
В 3-5 веках между Римом и Сасанидами шла борьба за господство в Передней Азии. Поначалу албанские правители были на стороне римских императоров: Валериана (260 год – взят в плен Шапуром I).Об этом написано на стене храма Накши Рустаме
Албания была подчинена только в 262 году, об этом свидетельствует надпись в Накши-Рустаме, сделанная по приказу Шапура 1 (241-272). После смерти Шапура в Албании начали проводить самостоятельную внешнюю политику. Албания была подчинена только в 262 году, об этом свидетельствует надпись в Накши-Рустаме, сделанная по приказу Шапура 1 (241-272). После смерти Шапура в Албании начали проводить самостоятельную внешнюю политику. Во II веке до н. э. в Албании правили правители из племени Аран, в I веке н.э. правители динасии Аршакидов, после пришло время правления сасанидских марзбанов, затем Мехраниды
Когда к власти пришел Шапур II (309-379), он нашел себе союзников в лице албан. Санатюрк (290-338)правитель Пайтакарана хотел препятствовать захватническим планам Рима,Армении христианизации Албании. В 337 году он опираясь на гуннов,подчинил армян.захватил их столицу Когда к власти пришел Шапур II (309-379), он нашел себе союзников в лице албан. Санатюрк (290-338)правитель Пайтакарана хотел препятствовать захватническим планам Рима,Армении христианизации Албании. В 337 году он опираясь на гуннов,подчинил армян.захватил их столицу
Урнайр в 313 г.принял христианство Урнайр в 313 г.принял христианство
Урнайр правитель Албании поддерживал Cасанидов, желая сохранить целостность Албании. В 359 году в Амидском сражении Сасаниды победили римлян, вернули Арцах, страну маров (Нахчиван) и Каспиана. Шапур II жестоко преследовал христиан. Но в 371 году в Дзиравском сражении Албания потеряла Ути, Кольт, Гирдыман и Сакасену из-за поражения сасанидов. Только в 387 году земли были возвращены, а территория Армении поделена между Сасанидами и Римом. Урнайр правитель Албании поддерживал Cасанидов, желая сохранить целостность Албании. В 359 году в Амидском сражении Сасаниды победили римлян, вернули Арцах, страну маров (Нахчиван) и Каспиана. Шапур II жестоко преследовал христиан. Но в 371 году в Дзиравском сражении Албания потеряла Ути, Кольт, Гирдыман и Сакасену из-за поражения сасанидов. Только в 387 году земли были возвращены, а территория Армении поделена между Сасанидами и Римом.
В Албании существовало несколько областей: Чола, протянувшаяся от Дербента до горы Бешбармак, где находились «Железные ворота» Дербента, Шеки, Лпина со столицей Габалой, между Чолой и Шеки, Камбисена, Сюник, Ути с городом Барда, Пайтакаран, охваывавший Миль-Муганскую равнину и Арцах (Нагорный Карабах), где проживали тюрки. В Албании существовало несколько областей: Чола, протянувшаяся от Дербента до горы Бешбармак, где находились «Железные ворота» Дербента, Шеки, Лпина со столицей Габалой, между Чолой и Шеки, Камбисена, Сюник, Ути с городом Барда, Пайтакаран, охваывавший Миль-Муганскую равнину и Арцах (Нагорный Карабах), где проживали тюрки.
Ваче II – албанский правитель после смерти своего дяди Ездигерда II противника христианства, отрекся о огнепоклонства и принял христианство. Он не захотел подчиниться Фируз шаху, объединившись с 11 кавказскими правителями. Тогда Фируз прибег к помощи гуннов-хайландуров, которые в 462 году вторглись в Албанию. Ваче II – албанский правитель после смерти своего дяди Ездигерда II противника христианства, отрекся о огнепоклонства и принял христианство. Он не захотел подчиниться Фируз шаху, объединившись с 11 кавказскими правителями. Тогда Фируз прибег к помощи гуннов-хайландуров, которые в 462 году вторглись в Албанию.
Дербентская стена
В 463 году Ваче отказался от престола. Албанский историк Моисей Каланкатуйский пишет, что Албания в течение 30 лет оставалась без правителя. Только в 493 году к власти пришел Вачаган III Благочестивый, который стал последним правителем Албании из династии Аршакидов. Он пропагандировал христианство, в 498 году созвал Агуэнский собор, в котором были определены христианские законы и размеры налогов. Но его правление завершилось в 510 году, к власти пришли сасанидские марзбаны, правившие тут до 629 года. В 463 году Ваче отказался от престола. Албанский историк Моисей Каланкатуйский пишет, что Албания в течение 30 лет оставалась без правителя. Только в 493 году к власти пришел Вачаган III Благочестивый, который стал последним правителем Албании из династии Аршакидов. Он пропагандировал христианство, в 498 году созвал Агуэнский собор, в котором были определены христианские законы и размеры налогов. Но его правление завершилось в 510 году, к власти пришли сасанидские марзбаны, правившие тут до 629 года.
движение маздакидов, направленное против сасанидского гнета и феодальной эксплуатации. Последователи движения следовали движение маздакидов, направленное против сасанидского гнета и феодальной эксплуатации. Последователи движения следовали учению Мани, популярному в III веке, распространяемому на сирийском и пехлевийском языках. Но в 276 году Мани был казнен, его идеи направлены против госвласти.
Движение имело место в 481-529 годах. Маздак считал, что их цель построение справедливого общества Движение имело место в 481-529 годах. Маздак считал, что их цель построение справедливого общества Кубад 1 для подавления сопротивления феодалов оказывал покровительство Маздаку, даже назначил его своим главным визирем (мобедом). Во время голода по настоянию Маздака были открыты хлебные амбары. Но Кубад I и его сын Хосров I Ануширван казнили Маздака в 529 г
Казнь маздакитов
Сасанидский правитель Хосров 1 Ануширван провел три реформы: Сасанидский правитель Хосров 1 Ануширван провел три реформы: 1. Земельная. За службу давал воинам земельные владения -Хостак. 2. Административная. Земли он разделил на провинции, входящие в кустаки. Албания, Атропатена и Иберия вошли в северное марзбанство. 3. Налоговая.Прежде ,чем провести реформу Хосров 1 сначала сделал перепис всех деревьев людей Женщины, дети, мужчины старше 60 освобождались от выплаты гезита. Налог собирался не с урожая, а с площади земли, что ухудшало положение крестьян в засушливые годы.