Тема исследовательского проекта: «Русские песни – хранилище русской народности» Составители:фольклористы- песенникиРуководитель: Солдатова Н.А.
Цель проекта :Исследовать народную песню как отражение русского быта, истории, духовной красоты.Гипотеза: народная песня как энциклопедия идеалов и чаяния, нравственных устоев, исторических особенностей народной жизни.Задачи :1.изучить русские народные песни и их особенности построения,2.доказать,что русская песня – это душа народа.Предмет исследования:Русские народные песниОбъект исследования:Поэтическое содержание песен.
Противоречия, возникшие в процессе реализации проекта:1.русские народные песни практически не изучаются и не исполняются.2.современное поколение не понимает значимости народной песни.Решение противоречий:1.показать красоту и вокальные технологии русской народной песни.2.собрать народные песни, которые исполняются на территории Сосьвинского городского округа и показать душевную красоту русских песен.
Что представляет собой песня? Народная песня – носитель вокальной культуры. Одни песни поют, другие – голосят, выкликают, плачут. Песня связана с каким – либо действием. Народная песня – это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.
Вокальные технологии русской песни 1.Многоголосие – это пение на два голоса или более голосов.2.Мелодия формируется на основании народных ладов. Мелодия не главное.3.Стих: необычен. Часто не имеет рифмы. Это могут быть повторы, междометия.
Песня- душа народа Певцы-сказители слагали величальные песни-славы, прославляли богатырей. Образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича оживают в песнях- былинах,отражали тяжёлый крестьянский труд,влияли песней на силы природы,колыбельной песней передавали ясный образ детского мира, глубину материнской любви,песни-причитания пропевали вопленицы, стремясь выплеснуть своё горе,Песня исцеляла, утешала, воспитывала, поучала, предостерегала, веселила, забавляла и высмеивала.
Разнообразие песен По жанрам песни делятся:1)обрядовые, календарные, т.е пасхальные, жатвенные.2)связанные с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские.3)плясовые, хороводные.4)эпические(былины) и лирические протяжные.
Исторические песни Отражали судьбу народа:суровые думы Ермака,разбойную удаль Степана Разина,нелёгкую службу солдатушек - ребятушек
Детские народные песни Колядки-песни, в которых отражались веселье, юмор, непосредственность.Песни-считалки, потешки
Песенная культура 18-19 века Социальное разграничение общества привело к разделению культуры: светское общество тянулось к западно-европейской культуре, а простой народ бережно хранил и развивал наследие предков, которое и дошло до наших дней.
Песни уральской земли Одна из твердынь на Урале считалась - семья.Традиционной формой изложения биографии человека у народов Урала была «песня судьбы»,сочинённая им самим. Это бытовые песни, которые видоизменялись, но смысл оставался прежним.Воспевались трудовые будни, героические подвиги, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.Особой популярностью обладали песни-частушки, которые и в наше время чаще исполняются.
Русские народные песни СГО Особое место занимают обрядовые песни: величания, причитания, хороводные, гадальные, плясовые, трудовые.потешки, колыбельные песни,детские песенные обращения к силам природы- заклички,любовные (лирические) песни.В каждой песне раскрывается характер, быт, обычаи.
Романовский народный хор Русской песни – служитель культуры СГОучастники районных праздников,участники фестиваля «Грани таланта»,имеет звание образцовый народный хор русской песни.руководитель хора Зверевщикова Вера Лукьяновна.
Сосьвинский хор «Родные напевы» Руководитель хора : Криони СветланаИсполняют лирические, юмористические народные песни, высмеивая пороки, восхваляя человеческие добродетели. Пропагандируют историческую значимость песни, напевность, красоту.Популярные песни: «Ой, ты, Порушка,..»,«Из-за моря синочка летела».
Простой народ и песня Итоги анкетирования населения р. п. Сосьва50 и более лет молодёжь(16-20)Положительно - 51% 12%Не любят песни-26% 80%Могут послушать-23% 8%
Социологический опрос «Песни Сосьвинского городского округа» «Солдатушки»___20%«Во поле берёза»__25%«Шумел камыш»____15%«Валенки»_________15%«Ой, мороз»___________10%«Вот кто-то с горочки»_______6%«Как родная меня мать провожала»___________________5%«Сронила колечко»_______________4%_
Русская народная песня в школе изучаем песни и их особенности,организовываем экскурсии в Дом Культуры на репетицию хора,ежегодно проводим «Праздник Великой Масленицы»,участвуем в конкурсе «Русский хоровод».
Спасибо за внимание!!!