Повторительно-обобщающий урок «Рождение и крах «оттепели»(11 класс) Цель урока: обобщить и систематизировать знания о периоде истории СССР в 1953-1964ггПредварительное задание:1.Повторить изученную тему;2.Попытаться создать по каждому вопросу схему-конспект ответа.Подготовила учитель историиМОУ СОШ №5 им. П.Д.КиселёаЛахно М.А.
Противоречивое реформаторство1953-1964гг План урока:-разоблачение культа личности-реформы Н.С.Хрущева-культурная «оттепель» и её пределы-наука в 1953-1964гг-жизненный уровень населения-новые реалии внешней политики-идеологические стереотипы времени-реформы образования- Причины отставки Н.С.ХрущеваСистема работы на уроке:-Проводится опрос учеников по плану урока- По окончании выступления открывается схема ответа, предложенная в презентации- ученики корректируют свои схемы конспекты, если в них не все аспекты учтены.
Разоблачение культа личности смерть Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями; восстания в системе ГУЛАГа в 1953-1956гг. Назревание социального протеста в обществе;осуждение культа как средство борьбы за власть- победа в войне не принесла политичекой свободы и улучшения жизни народаМероприятия XX съезд КПСС. Доклад Н.С.Хрущева о культе личности;Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956г « О культе личности и преодолении его последствий;Реабилитация жертв массовых политических репрессий.Критика культа, но не системы;Определялись рамки дозволенной критики;Проводились репрессии против тех, кто выходил за эти рамки(расстрелы мирных демонстраций в Тбилиси в марте 1956г и Новочеркасске в июне 1962г)
Реформы Н.С.Хрущева В сфере управления промышленностью- Децентрализация управления промышленностью;- Введение территориального принципа управления – Совнархозы;- Укрупнение совнархозов, создание Совета народного хозяйства СССР и союзных республик;- Создание госкомитета по отраслям промышленностиИтог: реформа не принесла кардинальных улучшений в экономике, лишь усилила промышленно-управленческую неразберихуВ области сельского хозяйства1953-1958гг- Оживление с/х производства- Повышение материальной заинтересованности;- Расширение хозяйственной самостоятельности;- Укрепление материально-технической базы; - освоение целины.1958-1964гг- Ликвидация МТС продажа техники колхозам;- Укрупнение колхозов;- Необоснованное расширение посевов кукурузы;- Гонения на подсобные личные хозяйства;- Необоснованное задание по заготовке мяса, значительное сокращение поголовья скота.Падение с/хозяйственного производства, ухудшение снабжения населения продуктами, начало импорта зерна из-за границы
«Культурная оттепель» и её пределы
Наука в 1953-1964гг
Повышение жизненного уровня населения(1953-64гг) Повышение минимальной заработной платы на 35%Увеличение размера пенсий в 2 раза и снижение на 5 лет пенсионного возрастаРазвертывание массового жилищного строительства и поощрение создания жилищных кооперативовВведение денежной оплаты труда колхозниковУстановление 7 часового рабочего дня
Новые реальности внешней политики Положительные аспектыЛиберализация внешнеполитического курсаНормализация отношений с Югославией (1954-55гг)Подписание мирного договора с Австрией и возвращение её суверенитета (1955г)Попытки добиться компромисса с западными странами по вопросу разоруженияВстреча Н.С.Хрущева и Д. Эйзенхауэра (1959г)Одностороннее сокращение советской армииЗаключение договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере и под водой (1963г)Отрицательные аспекты Продолжение «холодной войны» и возникновение конфликтных ситуаций в международных отношенияхСоздание военно-политической организации социалистических стран (Варшавский договор-1955г)Подавление мятежа в ВенгрииБерлинский вопрос: обострение отношений между ФРГ и СССР и возведение разделительной берлинской стеныКарибский кризис(1962г): ядерное противостояние США и СССРУхудшение отношений с Китаем и Албанией с 1960г
Во власти идеологических стереотипов XXII съезд КПСС (октябрь 1961г.)Советский исторический опыт показал утопичность благородных устремлений партийных руководителей
Реформа в сфере образования 1958г
Нарастание недовольства в обществе. Отставка Н.С.Хрущева
Домашнее задание (предлагается на выбор) 1 вариантНаписать эссе«политика Хрущева: за и против»2 вариантСоставить кроссворд, используя имена, события и терминологию периода