Наука о связях с общественностью: предмет, объект, цели, задачи, функции и понятийный аппарат
Основные даты 1894-1917гг.-правление Николая II Александровича (Кровавого)
Государственный капитализм - общественно-экономический уклад при вмешательстве государства в экономическую жизнь для установления контроля и ускорения производства. Монополистический капитализм(империализм)- высшая стадия капитализма, основной отличительной чертой которой является смена свободной конкуренции господством монополий. Уклад - система производственных отношений определённого типа (патриархальный, мелкобуржуазный и др.): экономика одноукладная, многоукладная, мелкотоварная.
Картель –форма соглашений между фирмами какой-либо отрасли о ценах, рынках сбыта, об объемах производства и сбыта товаров Синдикат –учреждает общее торговое товарищество, заключающее договор о продаже с каждым из членов синдиката. Трест – полное объединение производственной, сбытовой, финансовой деятельности, в рамках которого участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производительно-торговую самостоятельность, руководствуются в своей деятельности решениями управляющего центра Концерн –добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития.
Признаки научности Понятийный аппарат (спонсоринг, паблисити, имидж); Наличие системной деятельности. Формируется как социальный институт, т.е. система организаций, социальных статусов и ролей. Функции: коммуникативная, информативная, мотивационная, убеждающая, адаптационная и др. Воспроизводство новых знаний (подготовка специалистов, научные школы) Наличие собственного предметного поля.
Высокие темпы роста промышленного производства Активное вмешательство государства в экономику (ок 30 крупнейших заводов Є государству, государству Є 2/3 ж/д, средства связи, земли и лесные угодья
Государство: Регулировало цены Раздавало казённые заказы Вводило таможенные пошлины Предоставляло кредиты через Государственный банк
Экономическое развитие России В нач. XX в Россия – аграрно-индустриальная страна страна, НО: 1 место в мире по объему с/х продукции К 1900 г объем промышленного пр-ва вырос в 1,5 раза Продолжалось строительство ж/д (2 место в мире по протяженности ж/д) Россия – мировой лидер в нефтедобыче 1900-03 гг – экономический кризис создание монополий (синдикаты) «Продамета», «Продуголь», Продвагон» и пр.(основная форма монополий в России – СИНДИКАТ)
Реформы С.Ю. Витте (министр финансов с 1892 г) 1897 г – денежная реформа – введено золотое обеспечение рубля 1895 г. - Введение винной монополии + повышение косвенных налогов на сахар, табак, спички,керосин) Привлечение иностранных инвестиций (инвестиции -долгосрочные вложения капитала в экономику) Сергей Юльевич Витте – министр финансов России
Итоги привлечения иностранных инвестиций «+» Россия включалась в мировую экономическую систему «-» часть капиталов уплывала за границу С.Ю. Витте продолжал политику государственного протекционизма Вспомните, что означает данная политика? Вывод: Иностранцы не имели самостоятельной экономической политики и зависели от государства сливаясь с русской экономикой, но львиная доля доходов от их компаний утекала за границу.
Вывод: в начале ХХ в Россия встала на путь модернизации, изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания индустриального общества Капиталистические процессы в с/х Расслоение крестьянства (сельская буржуазия, сельский пролетариат) Применение с/х машин, удобрений Рост торгового предпринимательства
Проблемы в с/х Сохранение помещичьего землевладения Сохранение крестьянской общины Малоземелье аграрное перенаселение Вывод: в начале ХХ в Россия – страна второго эшелона развития мирового капитализма. Наряду с капиталистической промышленностью, банковской системой существовало малозатронутое капитализмом с/х
Социальная структура Особенность соц. структуры России: одновременное существование сословий феодального общества и классов капиталистического общества СОСЛОВИЯ Податные (непривилегированные) Крестьянство – 80% Городские обыватели (мещанство) Неподатные (привилегированные) Дворянство Духовенство Купечество 1 и 2 гильдии
Основные классы Буржуазия (около 7%) Экономически господствующий класс Тесная связь с правительством Отсутствие политических прав Благотворительная, меценатская деятельность (П. Третьяков, с, Морозов и др.) Пролетариат (около 10 %) Основная масса – рабочие в первом поколении Рабочий день – 11,5 ч Низкий уровень зарплаты Система штрафов Плохие жилищные условия Отсутствие гражданских прав
Государство и общество В нач. ХХ в Россия – абсолютная (самодержавная )монархия Император Государственный Совет (совещательный орган) Сенат (функции Верховного суда) Синод (управление РПЦ) Комитет министров (высший исполнительный орган)
Герб – двуглавый орел с царскими регалиямиГерб – двуглавый орел с царскими регалиямиГосударственный флаг Государственный гимн
Понятие –специальный научный термин, обозначающий предметы, процессы, свойства и явления. Категория - наиболее важные, ключевые, фундаментальные понятия.
АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ (alter –другой) - бескорыстная забота о благе других. Сэм Блэк: ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ это - искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности Почетный член IPRA, профессор, автор книги \"Public Relations. Что это такое?\"
КОМПРОМИССНОЕ Компромисс -соглашение на основе взаимных уступок Эдвард Бернайз: Паблик рилейшнз – это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия; а также усилия, направленные на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот.
ПРАГМАТИЧЕСКОЕ Чумиков А.Н. и Бочаров М.П. Связи с общественностью– это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружение в целях успешной реализации данного проекта.
Петербургская ПР-школа А.Д. Кривоносов, М.А. Шишкина, О.Г. Филатова ПР – управленческая коммуникативная деятельность, (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию взаимодействий социального субъекта со значимыми сегментами социальной среды – с его общественностью.
Общественность - представители внутренней и внешней среды организации, которая связана с ее жизнедеятельностью и может быть разделена на персонал фирмы (внутренняя); местное население, партнеров, реальных и потенциальных потребителей, конкурентов, представителей власти, журналистов (внешняя)
Общественное мнение Отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений.
§ 1 - читать, вопросы 2-4 устно, § 2- читать, вопросы 1-3, 5 устно,§ 3, записи в тетради выучить§ 1 - читать, вопросы 2-4 устно, § 2- читать, вопросы 1-3, 5 устно,§ 3, записи в тетради выучить§ 1-2 - читать, вопросы 4-7 устно, записи в тетради выучить§ 3