План урока: 1.Изменения в английском обществе. 2.Прялка «Дженни». 3.Промышленный переворот. 4.Паровые машины. 5.Последствия промышленно-го переворота.
Задание на урок : 1.Выделите основные черты промышленного переворота и его последствия? 2.Какие условия необходимы для организации капиталистического производства?
1.Изменения в английском обществе. В процесс огораживаний ускорился-земля пере-ходила в частную соб-ственность и в сельс-ком хозяйстве быстро развиваются капитали стические отношения. Мелкие собственники ис чезли,превративщись в арендаторов и батра-ков.Эффективность се льского хозяйства рез-ко выросла.Аграрный переворот способство- вал росту богатства страны и увеличению числа свободных рабо-чих рук.
1.Изменения в английском обществе. Одновременно измеился промышленный облик Англии.Если в н.18 в. страна ввозила желе-зо из России и Шве-ции,использование ко- кса позволило начать его экспорт в колонии. Развивая внутреннюю то рговлю англичане уг-лубляют русла рек, строят каналы, шлюзы и мосты.Это приводит к появлению круглого-дичных ярмарок.В Анг-лии были отменены монополии и вводится свободное открытие мануфактур.
2.Прялка «Дженни». Рост заморской торговли способствовал разви-тию мануфактурного производства.В 1765 г.Дж. Харгривс,борясь с конкуренцией дешевых ин-дийских тканей соорудил механическую прялку Производительность труда выросла в 20 раз. Самопрялка «Дженни» приводилась в действие силой человека,но его руки были свободны.Ее можно считать одной из первых машин.15 лет спустя один ткач обслуживал 12000веретен.
3.Промышленный переворот. Появление машин привело к замене мануфактур на фабрики,а ручного труда-машинным.Это яв-ление получило название промышленный пе-реворот.Фабрикант целью своей деятельности видел получение прибыли.он стремился сде-лать производство более дешевым и эффекти-вным.Фабрики строятся вблизи рынков сырья и сбыта,рабочий день увеличивается а техника постоянно совершенствуется.
3.Промышленный переворот. На фабрике существует разделение труда.станки выполнябт 1-2 простые операции,поэтому на них работали женщины и дети.Появились спе-циалисты умственного труда,имевшие специа-льное образование. Буржуа были заняты только одним делом-органи-зацией производства и сбыта продукции.Т.о. промышленный переворот привел к появлению новых основных классов общества-буржуазии и наемных рабочих.
4.Паровые машины. На 1-х фабриках машины работали от водяного ко леса. Это создавало неудобства, особенно зи-мой.В сер 18 в.Томас Ньюкомен построил паро-вую машину,но она имела низкий КПД. В 1763г. ее усовершенствовал Джеймс Уатт.через 20 лет он получил патент на свое детище,которое ста-ло универсальной машиной,т.е.могло использо-ваться на любой фабрике и в транспорте.На смену силе человека пришел «Век пара».
4.Паровые машины. В Англии с 16 в.бурно развивались товарно-дене-жные отношения.Натуральное хозяйство отми-рало.Жители Англии по выражению А.Смита превратились в«экономического человека»,ко-торому свойственны,предприимчивость и изоб-ретательность.Изобретения машин сразу стано-вились востребованы английским обществом. Это произошло потому,что труд стал рассматри- ваться как средство самоутверждения.
5.Последствия промышленного переворота. Аграрный переворот позволил не заниматься се-льским трудом значительной массе людей.Зем-ля стала предметом купли-продажи.Это дало свободные капиталы и свободные рабочие ру-ки.Развитие внутренней и внешней торговли со здало рынок сбыта для производимых товаров. Английские законы защищали частных собст-венников, гражданские права и свободы.Это означало,что капиталистические отношения в экономике окончательно взяли верх.