Государственно-правовые идеи Марсилия Падуанского 2. Политико-правовые идеи Н.Макиавелли 3. Государственно-правовые взгляды деятелей Реформации 4. Учение о суверенитете Жана Бодена 5. Утопические концепции Т.Мора и Т.Кампанеллы Тема №3. Политико-правовые идеи эпохи Возрождения и и Реформации .
Рекомендуемая литература: Основная: История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2005. История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. СПб., 1999. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 2004. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и РУСЬ. М., 1992. Компанелла Т. Город Солнца. М, 1954. Осиновский И.Н. Томас Мор. М., мысль. 1985. Баргош Ю. Фома Аквинский. М., 1986. Горфункель А.Х. Философия эпохи возрождения. М., Высшая школа. 1980. С. 123-140.
Рекомендуемая литература: Козлихин И.Ю. политическое учение Николо Макиавелли// Правоведение. №4. 1996. С. 152-161. Кондратьев С.В. Юристы общего права предреволюционной Англии о происхождении государства и права//Правоведение. №6. 1995. С. 68. Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. М., 1996. Нерсесянц В.С. Из истории политической и правовой мысли. Гегель. М., 1979. Ракитская И.Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения. Л., 1984. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976. Савонарола. Библиографические очерки. М., 1995. Темнов Е.И. Макиавелли – политический писатель. Вступит. Ст. в кн.: 107. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М., 1996.
1. Государственно-правовые идеи Марсилия Падуанского (между 1275 и 1280 - ок. 1343) - итал. политич. мыслитель, идеолог верхушки бюргерства. Род. в Падуе. Изучал медицину, философию в Падуе, теологию - в Париже. Автор трактата \"Защитник мира\" (\"Defensor pacis\", 1324, опубл. 1522; пер. на нем., В., 1958), в к-ром одним из первых в ср. века выдвинул идею возникновения гос-ва в результате общественного договора.
Выступив против притязаний папства на светскую власть, утверждал, что светская власть выше духовной. Наилучшей формой гос-ва считал монархию (с раздельной законодат. и исполнит. властью), государь к-рой, ограниченный учреждением сословного характера, избирается народом и может быть лишен им власти.
Марсилия можно считать основоположником популизма, поскольку он считал, что у каждого индивидуума имеются свои собственные интересы и каждый действует в соответствии со своей природой, поэтому номинально все равны.
Марсилий считал, что народ должен избирать священников, а поскольку король представляет народ, то он и должен был избирать папу римского.
Вопрос 2. Политико-правовые идеи Н.Макиавелли Никколо Макиавелли (итал. Niccolт Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря).
Макиавелли впервые рассматривает проблемы государственного управления вне этических и религиозных факторов. для Макиавелли государство – новая политическая реальность, республика или княжество, большое, независимое, централизованное, национальное государство, учрежденное на «стояние» на «постоянном месте (statio) – определенной территории. Макиавелли вводит новый термин для обозначения этой реальности – «statio» (государство). Возглавлять его должен принцепс – «первый, кто захватил политическую власть». (от лат. primus – первый + capere – захват).
Трактат «Государь» Основная проблема: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними» Основной власти являются хорошие законы и хорошее войско Для сохранения власти в исключительном случае государь может идти на все: на обман, на не справедливость, на жестокость Управление должно быть благоразумным, завоевывающим расположение народа
Цитаты Макиавелли Войны нельзя избежать, её можно лишь отсрочить к выгоде вашего противника. В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность. Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными. Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне. Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием. Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость. Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
Вопрос 3. Политико-правовые идеи деятелей Реформации Жан Кальвин Жан Кальвин (фр. Jean Calvin, среднефр. Jean Cauvin, лат. Ioannes Calvinus; (10 июля 1509 — 27 мая 1564) — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.
Мартин Лютер Мартин Лютер (нем. Martin Luther [ˈmaʁtin ˈlʊtɐ]; 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония — 18 февраля 1546, там же) — христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.
1. Реформация на основании канонических источников устанавливает связь между христианством и демократией. 2. Деятельность почти всех реформаторов сопровождалась бурными народными восстаниями с идеологией, приближающейся не только к демократической, но и к коммунистической: крестьяне и плебеи боролись еще и за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости. 3. Протестанты и реформаторы выступали за разграничение церкви и государства, что усилило самостоятельность светских государей.
4. Дж. Уиклиф и Мартин Лютер весьма далеки были от демократических воззрений. Они наставляли подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и сносить ее несправедливость. 5. Последователи Яна Гуса вполне отчетливо сформулировали принцип народовластия, два основных понятия, на которых строилась современная демократия и доктрина либерализма – понятия свободы и равенства.
6. Принципы естественного права, свободы и формально-правового равенства, лежащие в основе ценностной структуры западно-европейской правовой культуры, обозначены Мартином Лютером. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. Власть в границах мирских отношений должна руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. 7. Согласно протестантам в христианском государстве государственная власть должна строиться на договоре, как это было в Библии. Для учреждения царской власти необходимо, чтобы стороной в договоре был также и монарх. Учреждение царства подобно солидарному обязательству, как оно было известно римскому праву.
Во-первых, это развитие личного начала – синтез древнегреческого представления о человеке как о «микрокосме» с протестантским убеждением об отсутствии посредников между человеком и Богом, о равенстве всех перед Богом. Протестантизм провозгласил принцип свободы от государства в качестве истины и аксиомы естественного права. Во-вторых, это разведение религиозно-нравственных и правовых идеалов, что вызвало впоследствии жесткое разведение морали и права. Провозглашение принципа «свободы совести от государственного вмешательства». В-третьих, вера в то, что возможно построение такой государственной формы, в рамках которой смогло бы существовать истинное христианское общество – теократия. Отсюда ориентация в Новое время на то, что на основе разума, рационального мышления, достижений общественных и естественных наук возможно построение некоего идеального государства, именуемого в конечном счете правовым. Корни юридического мировоззрения западных народов:
В.4. Учение о суверенитете Жана Бодена Жан Боден (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530, Анже — 1596, Лан) — французский политик, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Автор теории «государственного суверенитета».
Суверенитет обладает по Бодену пятью свойствами : 1) Суверенитет един и неделим - он не может быть разделен между королем и народом , несколькими различными организациями, и не может поочередно осуществляться ими. 2) Суверенная власть постоянна - ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу. 3) Суверенная власть неограниченна и надзаконна - ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет. 4) Суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам , но не религиозным догмам. 5) Суверенитет может принадлежать либо одному человеку , либо меньшинству населения страны , либо всем дееспособным людям. Но ни в коем случае не допустимо посягательство на суверенитет со стороны папского престола.
Вопрос 5. Утопические концепции Т.Мора и Т.Кампанеллы Томас Мор (англ. Thomas More, 7 февраля 1478 — 6 июля 1535) — английский гуманист, государственный деятель, правовед, писатель, автор слова «утопия»; святой Римско-католической церкви.
Предшественники марксизма: Томас Мор: «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов. Должностные лица в Утопии выборные. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты. Утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё. Труд обязателен для всех.
Томмазо Кампанелла (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 — 21 мая 1639, Париж) — итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.
Предшественники марксизма: Томмазо Кампанелла: «Город Солнца» Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В городе Солнца спариванием мужчин и женщин заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п.
Какое произведение из ниже перечисленных описывает утопический коммунизм «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (Автор Томас Мор) Философия права (Автор - Гегель) Сумма теологии (Автор – Фома Аквинский) Государь (Автор - Макиавелли)