Политическое развитие России в 1894-1904 гг
План урока:Николай II.Борьба в высших эшелонах власти.Противоречия между властью и обществом.«Зубатовский социализм».Создание РСДРП.Партия социалистов-революционеров. /эсеры/.Проекты П. Святополка-Мирского.
На уроке!ВОПРОС УРОКА:В чем причина недовольства в обществе политикой Николая II?Работа в тетради:По ходу изучения нового материала, записать в тетради основные имена, события, даты.
20 октября 1894 г. Умер Александр III. На престол вступил его сын Николай II.Родился 6 мая 1868 г. в Санкт-Петербурге. Рос он, довольно подвижным, даже озорным мальчиком. Образование наследник получил домашнее: ему прочли лекции по курсу гимназии, а затем юридического факультета и Академии Генштаба. Николай свободно владел тремя языками; английским, немецким и французским. Что касается политических взглядов цесаревича, то они во многом формировались под влиянием обер-прокурора Синода К.Победоносцева. Из писателей царь ценил Гоголя, Пушкина. Любил одеваться на русский манер.Император Николай II Александрович(1894-1917 гг.)
Во время праздничных гуляний в честь коронации в мае 1896 г. На Ходынском поле случилась давка. Единственный сын царя Алексей, страдал неизлечимой болезнью. Добрый и бесхарактерный, Николай II находился под влиянием сначала матери, а затем жены Александры Федоровны. Царь был отличным семьянином, прекрасно воспитанным, сдержанным.
Общество ожидало от нового царя реформ, однако в своей первой публичной речи император заявил, что будет охранять основы самодержавия твердо и неуклонно, как его «незабвенный покойный родитель».Сын Николая II- Цесаревич и Великий князь Алексей Николаевич.(1904-1918 гг.)Императрица Александра Федоровна- жена Николая II
Николай II с семьёй.
Дочери царяВеликие княжны Ольга и Татьяна
Жертвы Ходынской трагедииНиколай и АлександраДети Николая IIЦарская семья
2. В ближайшем окружении императора существовали разные точки зрения на перспективы развития России:Срочная индустриализация решит и политическую задачу. Заняться С/Х, вытеснить с власти дворян, поддержать буржуазию.У России своя отдельная история. Многие реформы лишние. Не нужно смотреть на Запад.
3. Политика царя вызвала разочарование в обществе. Начались студенческие волнения. В феврале 1901 г. Террористом был убит министр просвещения Н.Боголепов. Вспыхнули крестьянские волнения. В 1899 г. Были ограничены права финского сейма, волнения прокатились на Кавказе. Начались еврейские погромы.Жертвы еврейских погромов в Кишиневе в 1903 г.Министр просвещения Н.Боголепов.
4. Рост рабочего движения привел к попытке власти взять его под контроль. Начальник охранного отделения С.Зубатов пытался внушить рабочим, что положение рабочих может улучшить лишь государство. При поддержке князя Сергея Александровича в Москве и др. городах создаются легальные рабочие организации. Правительство с помощью рабочим не спешило и они начинают участвовать во всероссийских стачках. Зубатова отправили в отставку, а организации разогнали. МВД Плеве начинает внедрять в ряды рабочих агентов с целью выявления лидеров движений. В 1904 г. Плеве был убит революционерами.Великий князь Сергей Александрович, губернатор Москвы.
5. В марте 1898 г. в Минске тайно создается Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). На II съезде РСДРП в июле-августе 1903 г. Были приняты устав и программа партии. Она содержала программу максимум и программу минимум;Буржуазно-демократическая революция.Свержение самодержавия.Демократическая республика.Всеобщее избирательное право.Всеобщее равенство.Местное самоуправление.Отмена всех крестьянских платежей.8-часовой рабочий день.Отмена штрафов.Социалистическая пролетарская революция.Установление диктатуры пролетариата.Переход к социализму, а затем к коммунизму.
5. Между лидерами партии В.Лениным и Л.Мартовым были серьезные разногласия. Ленин отвечал за радикальный путь борьбы, а Мартов за реформаторский. На выборах в руководящие органы партии Ленин и его сторонники получили большинство и их назвали «большевиками», соответственно Мартова и его сторонников «меньшевиками».
РСДРППартия замкнута, законспирирована.Строгая дисциплина.Подчинение меньшинства большинству.Слом самодержавия путем восстания.Главная сила революции пролетариат.Партия открыта для всех.Буржуазия- главная сила революции.Пролетариат- союзник буржуазии.В 1907 г. В РСДРП насчитывается около 150 тыс. членов.
6. В конце XIX в. Создаются и организации социалистов-революционеров (эсеров), которые считаются продолжателями революционного народничества. В 1902 г. Создается Партия социалистов-революционеров (ПСР). Возглавил партию В.Чернов. Программа партии была утверждена в 1905-1906 гг. на I съезде ПСР.Подготовка народа к революции.Союз крестьян, пролетариата и интеллигенции.Буржуазию уничтожить.Установление народовластия.Установление федерации.Решение аграрного вопроса.Численность ПСР к 1907 г. Составляла 50-65 тыс.чел. Она выступала за индивидуальный террор. В конце 1901 г. Создана Боевая организация эсеров. В мае 1903 г. Ее возглавил Е.Азеф- агент полиции.
7. В этот же период активизировалось и либеральное движение. В 1904 г. Оно создает нелегальный Союз освобождения. Он выступал, за конституционную, ограниченную монархию, парламентаризм, требовал политические свободы.
8. В условиях всеобщего недовольства Николай II назначает МВД либерала князя П.Святополка-Мирского. В 1904 г. Он предлагает царю меры государственного переустройства;Введение в Госсовет выборных от земств и гордум.Расширение круга избирателей в земства.Распространение земств на всей территории империи. В 1904 г. Царь издал указ о некотором послаблении политики, однако ни о каком народном представительстве речи не шло. Самодержавие должно было оставаться незыблемым.
Даты!!!1902- Образование ПСР.1903- II съезд РСДРП; раскол партии на большевиков и меньшевиков.1904- образование «Союза освобождения»
Контрольные вопросы по теме «Внутренняя политика в 1894–1904 гг.»Как политические взгляды и личные качества Николая II влияли на жизнь России?Какие последствия могло иметь наличие в составе Российской империи столь разных по уровню развития национальных окраин?Согласны ли вы с тем, что Россия была «тюрьмой народов»?Какую программу решения национального вопроса в Российской империи предложили бы вы?Как оценить политику правительства в рабочем вопросе?Какова была цель зубатовских организаций?Можно ли считать деятельность Зубатова успешной?Почему рабочие вступали в зубатовские организации?Почему это явление получило название «полицейского социализма»?Сравните точки зрения Витте и Плеве на перспективы развития России. Сделайте выводы.Каковы, по-вашему, последствия убийства Плеве?Почему время пребывания на посту министра внутренних дел Святополка-Мирского назвали «весной» и «эрой доверия»?Почему этот период продолжался недолго?
На уроке!ВОПРОС УРОКА:В чем причина недовольства в обществе политикой Николая II?Работа в тетради:По ходу изучения нового материала, записать в тетради основные имена, события, даты.