Урок 6: Тема: Первые пастухи и хлеборобы
В чем противоречие? 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов. В разных языках некоторые слова звучат похоже.
Проблема урока: Почему в разных современных языках многие слова очень похожие?
Версии: Взаимодействие людей, тесное общение. Заимствование друг у друга знаний опыта.
Главные занятия: охота
Главные занятия: охота
Главные занятия: охота
ПОЯВЛЕНИЕ ЛУКА И СТРЕЛ
ПОЯВЛЕНИЕ ЛУКА И СТРЕЛ
Скотоводство
Скотоводство
Скотоводство
Скотоводство
Первые земледельцы
Первые земледельцы Чтобы обрабатывать землю, изобрели новые орудия труда. Вначале по-прежнему применяли заостренные палки. Ими делали ямки в сырой земле и бросали туда зерна. Потом придумали мотыгу, орудие, чем-то похожее на современную тяпку. Иногда мотыга была деревянной, иногда - с костяным или каменным наконечником. Поле старательно взрыхляли мотыгами, разбрасывали семена и боронили землю ветками.
Первые земледельцы Выдающийся советский ученый Н.И. Вавилов решил узнать, в каких странах и когда люди одомашнили растения. - В странах Западной и Средней Азии: пшеница, рожь, овес, ячмень, лен, виноград, яблоня, слива, дыня, гранат и некоторые другие. - В Китае: просо, конопля, соя. - В Индии: рис, сахарный тростник, хлопок, лук, огурцы, лимон и другие. Такие хорошо знакомые каждому из нас капуста, редька, морковь, свекла, были одомашнены гораздо позже в Европе. А помидоры, картофель, какао, кукурузу, подсолнечник одомашнили американские индейцы и тоже в более поздние времена.
Первые земледельцы
Ткачество
Глиноделие
Почему в разных современных языках многие слова очень похожие? Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что приводило к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племен. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племен, которые одинаково вели хозяйство, говорили на одном языке.
Домашнее задание: Прочитать § 5, ответьте на вопросы перед параграфом.