ПРЕЗЕНТАЦИЯ Образы мира и человека в античности
ОБРАЗ МИРА определенная реакция человека на окружающий миррезультат соприкосновения человека с миромответ на возникающие при этом процессы
Формирование образа мира под влиянием деятельности человека под влиянием природной среды формируется тип деятельности создаются определенные психологические установки формируются нормы поведения формируются идеология и мораль складывается устойчивая культурная традиция культурная традиция влияет на дальнейшее развитие культуры
Античная культура = продукт ГРЕКО-ВОСТОЧНОГО синтеза ТАК КАК : район формирования основ античной куль- туры : эгейский мир и малоазийская Греция важнейшие культурные деятели переняли мно- гие восточные традиции
господство природно- усложненная социаль- образовался ПОЛИС родового механизма ная структура В основе: гражданская неразделенность мира четкая иерархичность община зависимость человека от природных ритмов государство- равноправие община свободных граждан Специфика античной культуры
Полисная община экономическая свобода относительная индивидуальность экономическая независимость политическое равноправиеменее выражена иерархиясуществует относительное равноправие свободных граждан общность интересов большинстваВосприятие мира как КОСМОСА
Черты античного космоса уникальность гармоничность упорядоченностьоснова «красота» + «благо»античная культура = эстетика
КОСМОССторона мира :- вещественная- чу НИЧЕГО НИЧЕГО НИЧЕГО НИЧЕГОвственно-материальная- осязаемая- слышимая- зримая- обоняемая
Восприятие греческого космоса 1. Вечный и неизменный абсолютвыше космоса НИКОГО и НИЧЕГО нетсуществование космоса не зависит ни от каких сил2. Единое целое3. Большое и совершенное тело
Основные принципы построения и функционирования космоса 1. Мировая Душапринципы, определяющие жизнь и движение космосаисточник жизни и движения2. Мировой Уморганизующее, упорядочивающее начало живого космического телапринцип гармоничной структурной организации
Платоновский космос 1. Служит наглядным воплощением представлений об упорядоченности и гармоничности космоса 2. Предстает перед зрителями во всей своей живой структурностиКосмос Платона звучит как гармония сферэто определено музыкальным соотношением их объемов и различных частей
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА телесно-душевная абстракциячасть космоса
Современная Античная демократия демократия права отдельной личности отходят на второй план античная демократия = неличностная демократия
Неличностная демократия НЕ ПРЕОБЛАДАЕТ в античном мире+демократия НЕ БЫЛА античным идеаломПолисы – недемократичныаристократические олигархические военныеструктурыиграли огромную роль
АРИСТОТЕЛЬ«Человек для полиса, а не полис – для человека»
Смешанная форма государственного устройства=античный идеал + +
Личностное чувство в античности ОГРАНИЧЕНО неличностный характер античной эпохиОдной из форм проявления этого в античной культуре является ТЕАТР
Античный театр Основная роль: хор ведение действия высший судьяОснова театра: музыкаЧеловек (актер) остается на заднем плане
Облик актера имперсонален 1. Во время представления актер надевает маску2. Фоном служат постоянные декорации ВЫВОД. Театр отображает господство в античности ТЕЛЕСНОГО (абстрактного человеческого начала), т.е. ВНЕШНЮЮ СТОРОНУ человека
ИТАК, В классическом античном сознании господствует такая модель мира, как космос.