Образ Ивана Сусанина в истории и искусстве Презентация к уроку литературы по теме «Рылеев К.Ф. Думы»: выполнила Панченко И.В., учитель литературы МОУ СОШ № 44 г. Томска
Чтобы понять подвиг Сусанина, надо помнить общую ситуацию. В уже несколько лет костромской край является театром боевых действий. Население, страдающее от всех противоборствующих сторон, особенно ненавидит, конечно, иноземных захватчиков. Сусанину, вне всякого сомнения, известны, и не могут не вызывать сочувствия, судьбы Марфы Ивановны, её мужа и сына за последние годы. Наверняка ему известно, зачем Марфа Ивановна с Михаилом поехали на Унжу. И вот приходят ненавистные иноземцы и спрашивают о том, где Михаил; и, надо думать, Сусанин хорошо понимал, что сын Марфы Ивановны им нужен, как писал М.П. Погодин, вовсе не для того, чтобы с ним поцеловаться. Поляки, возможно ещё могут, если узнают правду, захватить Михаила и его мать в не большом и незащищенном унженском монастыре или перехватить их где-нибудь по дороге.
И не царя - до избрания Михаила царём всея Руси оставалось ещё несколько месяцев, - а своего молодого господина, несмотря на юный возраст, столько уже перенесшего, пытается спасти Сусанин.
Сусанин действительно спас Михаила Федоровича от грозящей ему опасности и, тем самым, спас от новых, неисчислимых бед и всю Россию. Конечно, мы можем только предполагать, под каким предлогом повел Сусанин поляков до Исупова через огромное болото, но сама цель этого, как уже писалось, не может вызывать у нас сомнения - видимо, это была или попытка затянуть время, или попытаться уничтожить тех, кто искал Михаила Романова. Таким образом, подлинный подвиг Ивана Сусанина состоял не в прямом спасении Михаила, а, скорее всего, в попытке спасти Михаила – находящегося в дали от своей вотчины - от опасности, грозившей ему от "польских и литовских людей", что ни в коем случае не умаляет значения этого подвига. Для Михаила и Марфы Ивановны смерть Сусанина тогда оставалась неизвестной, о ней мать и сын узнали только в сентябре 1619 года, хотя, в принципе, могли вообще не узнать.
Гибель Ивана Сусанина. Картина XIX века
Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), был нанят отрядом войск Речи Посполитой (Витебское и Полоцкое ополчение) зимой 1612—13 годов (по другой версии осенью 1612 года) в качестве проводника в Кострому (Ипатьевский монастырь), где находился Михаил Фёдорович Романов. Сусанин завёл вражеские войска в болотистый лес, где был ими замучен за отказ указать верный путь. Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считают царскую грамоту о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей за подвиг покойного тестя:
… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …
О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. По сообщениям прессы, в 2003 году в некрополе села Исупово (Сусанинский район Костромской области) были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину. Однако профессиональные историки оспаривают подлинность находки.
М.И. Скотти «Иван Сусанин» (1851)
Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме (1851-1918)
14 марта 1851 года в центре Костромы был установлен памятник по проекту скульптора В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента – надпись «Ивану Сусанину, за Царя, – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружен фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами[8].
Барельеф на постаменте памятника царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме. Фото В.Н. Кларка (1908)
В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году [9]). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году. В настоящее время на месте снесенного памятника на Сусанинской площади установлен памятный знак. В рамках подготовки к празднованию в 2013 году 400-летия династии Романовых памятник планируется восстановить.
Современный памятник Ивану Сусанину в Костроме (1967) В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы, над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция примитивна: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». Со времени представления проекта памятник критикуется как дисгармоничный облику центра Костромы.
Иван Сусанин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде (1862).
Скульптор А.Адамсон за работой над фигурой Ивана Сусанина для памятника в честь 300-летия дома Романовых
Герб Сусанинского района Костромской области
Монета Банка России — Серия: «Искусство», 225-летие Большого театра, Иван Сусанин, 3 рубля, реверс (2001)
А разве есть могила Сусанина? В широком общественном сознании вопрос о сусанинской могиле, практически, никогда не вставал, да, казалось бы, и не мог встать – какая могила может быть у человека, погибшего то ли где-то на болоте, то ли в лесной чаще! Весьма характерным в этом отношении является то, что сравнительно недавно написал костромской историк К. Воротной: “Прах русского героя – крестьянина Ивана Осиповича Сусанина покоится где-то в глубине обширных непроходимых Исуповских болот. И нет ничего страшного в том, что его тело не найдено. Главное – осталась память о нём и его подвиге”.1
Однако всё это, как мы увидим ниже, далеко не так просто. В литературе о сусанинском подвиге с давних времён существует две версии о месте захоронения Ивана Сусанина. Согласно одной из них, останки Сусанина покоятся в костромском Ипатьевском монастыре.
Эта версия получила известность, после того как в 1820 году в журнале “Отечественные записки” П.П. Свиньин – основатель этого журнала, писатель а – в очерке об Ипатьевском монастыре, сославшись на некую “древнюю летопись”, полученную им в Костроме от коллежского советника И.Н. Назарова, сообщил: “Первым делом нового царя (Михаила Федоровича – Н.З.) было изъявление благодарности Сусанину пожертвовавшему собой для спасения его. Он повелел тело его перевесть в Ипатьевский монастырь и предать земле с честию. Напрасно чтитель отечественных доблестей будет любопытствовать, где покоится прах незабвенного Сусанина: место сие неизвестно, забыто…”
Кладбище в селе Домнине. Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г. На этом месте находился древний храм Воскресения Христова
К сожалению, гораздо меньше известна другая, несравненно более вероятная версия о том, что прах Сусанина погребён в Домнине. Тело Сусанина, если он не стало добычей болота или дремучего леса, должно быть похороненным на кладбище в Спас-Хрипелях. Так, наверняка, и было (среди местных жителей до сих пор существует предание о том, что Сусанин похоронен в Спас-Хрипелях). Однако позднее, видимо, – как уже писалось – в 1619 году, прах Сусанина был перенесён в Домнино и предан земле в подклете Воскресенского храма.
Деревянный крест в Домнине, на месте могилы Ивана Сусанина (Современное фото)
В искусстве Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», картина М. В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича» и др.
М. В. Нестеров «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Фёдоровича», 1906
Ф. И. Шаляпин в опере «Жизнь за царя», Мариинский театр, Петербург, 1900-е
Кондратий Федорович Рылеев Дума «Иван Сусанин» «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!— Сусанину с сердцем вскричали враги: — Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти! Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, Но смерти от ляхов ваш царь не минует!.. Веди ж нас,— так будет тебе за труды; Иль бойся: не долго у нас до беды! Заставил всю ночь нас пробиться с метелью... Но что там чернеет в долине за елью?»
«Деревня!— сарматам в ответ мужичок: — Вот гумна, заборы, а вот и мосток. За мною! в ворота!— избушечка эта Во всякое время для гостя нагрета. Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!.. Какая же, братцы, чертовская даль! Такой я проклятой не видывал ночи, Слепились от снегу соколии очи... Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!— Вошед, проворчал так сармат молодой.— Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли! Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»
Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В окончины ветер, бушуя, стучит; Уныло и с треском лучина горит. Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороны!..
Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом. Сусанин поднялся и в двери тайком... «Ты ль это, родимый?.. А я за тобою! «Куда ты уходишь ненастной порою? За полночь... а ветер еще не затих; Наводишь тоску лишь на сердце родных!» «Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому, Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей, Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаенно убить замышляют И новой бедою Москве угрожают!
Скажи, что Сусанин спасает царя, Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге». — «Но что ты затеял? подумай, родной! Убьют тебя ляхи... Что будет со мной? И с юной сестрою и с матерью хилой?» — «Творец защитит вас святой своей силой. Не даст он погибнуть, родимые, вам: Покров и помощник он всем сиротам. Прощай же, о сын мой, нам дорого время; И помни: я гибну за русское племя!»
Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой. Луна между тем совершила полкруга; Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга. На небе восточном зарделась заря, Проснулись сарматы — злодеи царя. «Сусанин!— вскричали,— что молишься богу? Теперь уж не время — пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой, В лес темный вступают окольной тропой. Сусанин ведет их... Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят не шелохнясь и дуб и береза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит, И дятел дуплистую иву долбит. Друг за другом идут в молчаньи сарматы; Всё дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес — Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Всё в том захолустье и мертво и глухо... «Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.— Убейте! замучьте!— моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит».
«Злодей!— закричали враги, закипев,— Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» «Умри же!— сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали!— Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!
Яркий образ героя создан поэтом-декабристом К. Ф. Рылеевым в стихотворении - думе «Иван Сусанин». Из-за цензурных преград текст думы в известной степени отражал официальное отношение к этому подвигу: Сусанин спасает для Руси царя Михаила. Однако основная цель и идея произведения - восславление народного героя, русского крестьянина, принесшего себя в жертву во имя любимой отчизны.
Использованные источники http://ru.wikipedia.org/wiki/Сусанин,_Иван_Осипович - Википедия http://www.ivan-susanin.org/ - сайт Иван Сусанин http://susanin.kostromka.ru/54.php - Сайт Костромская губерния http://memoirs.ru/rarhtml/Doro_RA71_2.htm - Русский архив