Цель урока: используя элементы технологии критического мышления, сформировать у учащихся представления о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях. Цель урока: используя элементы технологии критического мышления, сформировать у учащихся представления о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях. Обучающая: работа над понятиями, закрепление базовых знаний; Развивающая: посредством чтения документов и публицистического текста, использования устной и письменной речи (в мини-дискуссиях, заданиях с аргументацией), убеждения помочь учащимся осмыслить личную значимость осваиваемого исторического явления с последующим переходом из учебных рамок в практические. Воспитательная: добиваться осознания противоречивости и сложности усилий направленных на решение глобальных проблем современности (проблемы мира)
1) учиться различать и первично оперировать понятиями, относящимися к изучаемой теме; 1) учиться различать и первично оперировать понятиями, относящимися к изучаемой теме; 2) анализировать фрагменты исторических документов и публицистического текста с целью поиска аргументов в защиту позитивной или негативной оценки изучаемого явления; 3) формировать собственную оценку по поводу изучаемых исторических явлений и процессов, опираясь на принцип научности. Тип урока: проблемно-развивающий.
причины изменения советской внешнеполитической доктрины; основные положения политики «нового мышления»; причины изменения советской внешнеполитической доктрины; основные положения политики «нового мышления»; начало процесса разоружения сверхдержав; разблокирование региональных конфликтов; причины и последствия распада социалистической системы; результаты политики «нового мышления». Основные понятия: - «новое политическое мышление»; - демилитаризация; разоружение; - региональные конфликты; - биполярная система международных отношений.
1. Поиск новых подходов к определению 1. Поиск новых подходов к определению внешнеполитических задач. 2. Инициативы в области гонки вооружений 3. Распад системы союзов СССР 4. Урегулирование региональных конфликтов 5. Новые черты советско – американского диалога 6.Итоги «политики нового мышления»
Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно. Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно. Одна из точек зрения «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед Западом, к поражению в холодной войне. Противоположная позиция - Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений. Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы?
признание оружия массового поражения непригодным инструментом в решении внешнеполитических задач, создающим опасность для существования всего человечества; признание оружия массового поражения непригодным инструментом в решении внешнеполитических задач, создающим опасность для существования всего человечества; провозглашение приоритета общечеловеческих интересов над классовыми или национальными; общая задачей всех государств — решение глобальных проблем (в частности проблем экологии, экономического положения стран «третьего мира» и др.); противостояние СССР и США должны уйти в прошлое; все разногласия могут быть разрешены на основе взаимных уступок и компромиссов, опирающихся на нормы Международного права.
В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод из этой страны почти 100 тыс. советских солдат и офицеров (всего через войну в этой стране прошло 620 тыс. советских военнослужащих, из которых 14,5 тыс. было убито, 53,7 тыс. - ранено). В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод из этой страны почти 100 тыс. советских солдат и офицеров (всего через войну в этой стране прошло 620 тыс. советских военнослужащих, из которых 14,5 тыс. было убито, 53,7 тыс. - ранено).
5. Новые черты советско – американского диалога 5. Новые черты советско – американского диалога Работа с учебником: ЗАДАНИЕ: прочитав пункт учебника «Новый характер отношений СССР И США в начале 1990-х годов» (стр. 326- 327), ответьте на вопрос: «Какие новые черты появились в советско –американских взаимоотношениях в начале 1990-х годов? Почему внешняя политика М. С. Горбачева вызвала критику в советском обществе?»
Физкультминутка: Физкультминутка: Разоружение, запрещение иметь военную промышленность и содержать вооруженные силы Система мероприятий, направленных к ликвидации или сокращению средств ведения войны и создающих предпосылки для устранения угрозы её возникновения Раскол мира на две системы, двухполюсный мир
- признание единства противоречивого мира; - признание единства противоречивого мира; осознание невозможности решения политических задач посредством ядерной войны; безопасность народов не может быть обеспечена военными средствами; признание за каждым народом права на выбор собственного пути социального развития; превращение разоружения в фактор развития.
О каком событии идет речь? О каком событии идет речь? После более чем 8-летнего пребывания за пределами родной земли советские войска возвращались домой. Страна встречала их как героев, честно выполнивших приказ командования, но без особых теплых слов, а вскоре, казалось, и вовсе забыла о них.
Работа с рабочим листом Работа с рабочим листом Задание №2.Систематизируй итоговые положения «нового политического мышления»: А) позитивные (отметь их знаком «+») Б) негативные (отметь их знаком «-»)
Работа с рабочим листом Работа с рабочим листом Реши проблему! Присоединись к одной из точек зрения, аргументируй её.
Подчеркни тот вариант, который ты считаешь нужным. Подчеркни тот вариант, который ты считаешь нужным. Оцени свою работу на уроке!
§ 41 – читать. Отвечать на вопросы 2, 3 (устно),5 (письменно) § 41 – читать. Отвечать на вопросы 2, 3 (устно),5 (письменно)