Мосты Кёнигсберга Презентация по истории западной России. Учитель истории МОУ СОШ № 36 г. Калининграда Василёнок Виктория Владимировна
К концу 16 века в Кёнигсберге было построено 7 основных мостов. У каждого моста, как и любого человека есть своя жизнь и своя судьба. Ведь мосты не только инженерные сооружения и транспортные коммуникации, но все они также имеют свой архитектурный стиль и свою историю.
Леонард Эйлер, преподаватель Кёнигсбергского университета "Альбертина" ,известный немецкий математик, прогуливался в своё время по Кёнигсбергу и обнаружил, что никак не может во время прогулки пройти по каждому из мостов лишь однажды. Леонард Эйлер (1707-1783)
В результате он составляет классическую задачу о семи мостах Кёнигсберга: пройти по всем городским мостам, не проходя по одному из них дважды, а начинать свое движение надо было с острова Кнайпхоф. Из этой задачи потом выросла такая научная дисциплина, как теория графов. Л.Эйлер доказал математически, что обойти все мосты Кёнигсберга по разу каждый просто невозможно.
Лавочный мост Построен в 1286 году. В 1900 год у перестроен. Самым старым из семи мостов был Лавочный мост (Крэмер-брюке), соединявший самый главный из кёнигсбергских городов — Альтштадт с расположенным рядом кёнигсбергским замком и лежащий на острове город Кнайпхоф.
Зелёный мост Зелёный мост (Грюн-брюке) - второй по счёту мост в Кёнигсберге. Он связал остров (город Кнайпхоф) с южным берегом Прегеля. Зелёный мост - от цвета герба города Кнайпхофа. При перестройке по мосту проложили трамвайные пути. В 1972 году мост был разрушен при строительстве эстакадного моста. Построен в 1322-1323 гг. Перестроен в 1907 году.
В XVII веке у Зелёного моста гонец раздавал прибывшие в Кёнигсберг письма. В ожидании корреспонденции здесь собирались деловые люди города. Здесь же в ожидании почты они обсуждали свои дела. Неудивительно, что именно в непосредственной близости от Зелёного моста в 1623 году была построена кёнигсбергская торговая биржа. В 1875 году на другом берегу Прегеля, но также в непосредственной близости от Зелёного моста было построено новое здание торговой биржи, сохранившееся до сих пор (ныне Дворец культуры моряков).
Потроховый мост Третий мост (Коттель-брюке) был построен в 1377 году. Этот мост был наполовину каменным, а пролёты - деревянные настилы. В 1621 году, во время сильного наводнения, мост сорвало и унесло в реку. Мост возвратили на место. В 1886 году его заменили новым, стальным, трёхпролётным, разводным. По нему тоже ходили трамваи. В 1945 году этот мост был разрушен .
Кузнечный мост Щмидт-Брюке был построен в 1397 году. Название моста характерно для средневекового города, так как кузнецы играли тогда важную роль и были всеми уважаемы. Этот мост был с каменными опорами и деревянными пролётами. В 1896 году его перестроили, пролёты его стали стальными, а вот трамвайные пути обошли стороной. Во время войны он был разрушен.
Деревянный мост Хольц-брюке был построен в 1404 году и связал остров Ломзе ( ныне остров Октябрьский) и город Лёбенихт. Название ему дали по названию материала, из которого он был сделан. Таким он простоял 500 лет, и только в 1904 году был заменён новым, а вот название осталось прежним. Мост тоже был разводным, по нему ходили трамваи, во время войны был разрушен, но очень быстро восстановлен.
Высокий мост Название "Высокий" он получил не от его высоты, а от расположения - он был построен значительно выше других мостов по реке. Мост был полностью перестроен в металле и камне в 1883 году. Мост капитально отремонтирован в 1937-1938 годах. Он разрушен во время войны, остался только мостовой домик, который был восстановлен в 1955 году.
Медовый мост Медовый мост построен в 1542 году по разрешению герцога Альбрехта для соединения островов Кнайпхоф и Ломзе. А название "Медовый мост" (Hoenigbrücke) получил по легенде: будто обербургграф Безенраде подкупил членов городского совета Кнайпхофа бочками с медом, чтобы они разрешили строительство этого моста. Медовый мост был перестроен в 1879-1882 годах. Таким мы видим этот мост сейчас.
Задачку с семью мостами Кёнигсберга решил в итоге кайзер Вильгельм II. Как-то на светском балу его подколол какой-то умник: дескать, слабо Вашему Императорскому Величеству решить задачку? Вильгельм ответил, что продемонстрирует решение за минуту, если ему дадут перо и бумагу. И когда получил требуемое, написал: «Повелеваю построить в Кёнигсберге восьмой мост". Император Германской империи с 1888 по 1918 г Вильгельм II.
Императорский мост В 1905 году на Старом Прегеле был построен восьмой мост Императорский (Kaйзер-брюке). Мост соединил пригород Форштадт и остров Ломзе. По нему стали ходить трамваи. Во время войны он был разрушен. В 2005 году на этом месте построен Юбилейный мост.
Старый железнодорожный, или Прегельский мост Время строительства - 1863-1865 гг. Первый поворотный стальной мост. Восстановлен после войны как подъемный. Сейчас не используется. Он не просто старый, но и исторический – в 1871 году петербургский «Инженерный журнал» назвал его «передовым сооружением своего времени».
Имперский мост Время строительства – 1914-1926 гг. Разводился поворотом центральной части моста на 90 градусов. В 1945 году был взорван. Восстановлен после войны как подъемный в 1965 г.
Пальмбургский мост Этот мост на самой окраине Калининграда называют Берлинским, хотя настоящее его название – Пальмбургский. Построен в 1938 году По всей Германии развертывалось строительство мостов и дорог. Начали возводить и Пальмбургский мост возле селения Пальмбург (ныне – Прибрежное) при впадении в реку Преголя Мельничного ручья. Строительство велось с учетом последних достижений мостостроения. Высота позволяла проходить по реке Преголе практически всем судам того времени. Мост по проекту был сборно-металлическим.
В 1945 году советские войска с боями пробивались к Кенигсбергу. Пальмбургский мост стал стратегически важным объектом. Еще в январе мост был заминирован. Много взрывчатки не требовалось. Конструкция позволяла взорвать мост «экономично».
29 января Кенигсберг был полностью окружен советскими войсками. Тогда командующий гарнизоном Кенигсберга отдал команду взрывать. Вставки, на которых держалась конструкция, рухнули в Преголю, а оставшиеся без них береговые пролетные строения не обрушились, а неожиданно «развелись», встав над рекой. Никаких деформаций ни в одной из конструкций моста за все послевоенные годы не произошло. Не исключено, что в случае достаточного финансирования он будет даже полностью восстановлен. Одна часть моста уже действует, а вот вторую часть так и «не свели».
В Калининграде в 1972 году на месте Зелёного и Лавочного моста был построен Эстакадный мост, который стал транспортной артерией, соединившей северную и южную часть Калининграда.
Информационные ресурсы: www.ost-preussen.babyhost.ru/p12.htm www.konig750.narod.ru/collections/gallery06.htm www.dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12707