1000-летию единения Мордовии с Российским государством посвящается "Край мой! Любимая Русь и Мордва! Притчею мглы ты как прежде жива". С. А. Есенин Классный час подготовила: Косырькова С.Н.
Как всё начиналось… К середине XV века не имевшая ни крепкой экономической базы, ни этнического единства и объединяемая лишь силой оружия, Золотая Орда окончательно распалась на несколько государств. Причерноморские степи и Крым составили владения Крымского ханства; низовья Волги — Астраханского; бассейн Оби — Сибирского. В среднем течении Волги и низовьях Камы образовалось Казанское ханство. Ниже, по левобережью, простирались кочевья Ногайской, а на правобережье — Большой Орды, ханы которой ещё не оставляли надежд на воссоздание когда-то могучей кочевой империи. Однако их время прошло. Окончательную победу одерживал оседлый земледелец, а кочевые ханства, державшиеся на грабеже окружающих народов, быстро двигались к гибели среди бесконечных войн и междоусобиц.
В те же годы происходило окончательное объединение русских земель вокруг Москвы. Сильное централизованное государство, возглавляемое во второй половине XV века опытным руководителем и политиком Иваном III, носившим уже титул «государя всея Руси», сбросило наконец ордынское иго и само перешло в наступление. Под ударами с севера и юга рассыпалась Большая Орда, что означало конец ордынского ига и для мордовского народа. Однако набеги кочевников не только не прекратились, но даже усилились. Отсутствие постоянной дани крымские и ногайские ханы пытались восполнить путем регулярных грабительских походов в мордовские земли.К началу XVI столетия мордовская земля представляла собой поголовно вооруженную федерацию мелких независимых друг от друга территорий, во главе которых стояли или размножившиеся потомки бывших князей, как мордовских, так и татарских, или даже выборные вожди типа казацких атаманов. В Мещере, фактически вошедшей в состав Русского государства еще в 1380 году, формально существовало полностью зависимое от Москвы небольшое Касимовское ханство, управляемое татарскими феодалами. Что же касается остальной мордовской территории, то в зависимости от ситуации она считалась вассальной либо по отношению к Москве, либо к Казани.
Естественным стремлением большинства мордовских феодалов являлось сохранение самостоятельности и независимости как от Москвы, так и от Казани. Поэтому, в основном, мордовский край придерживался нейтралитета в войнах между ними. До 20-х годов XVI века перевес в борьбе постоянно был на стороне русских. Однако в 1521 году крымский хан Мухаммед Гирей, воспользовавшись русско-литовской войной, организовал в Казани переворот и возвел там на ханский престол брата Сагиб Гирея. Тот также признал верховную власть могущественного султана Османской Порты. Вновь произошло сплочение тюрксо-исламских сил от Урала до Дуная, на этот раз под покровительством Турции. В том же году армия крымского хана совместно с ногаями нанесла удар по Москве.Столицу ей взять не удалось, но земли от Тулы до Владимира подверглись страшному разгрому. Войско Сагиб Гирея обрушилось на правобережье Волги, дойдя от Казани до Владимира и опустошив попутно мордовскую территорию. Это был уже не обычный грабительский набег, а хорошо организованный поход, ставивший целью подорвать производительные силы нетюркских народов.
В 1540 году последовал новый грабительский набег, во время которого были разорены мордовские земли от Суры до Мурома. Кроме того, казанские феодалы стали в массовом порядке переселять целые мордовские деревни на территорию ханства в Заволжье. Над мордовским народом нависла угроза полного исчезновения. И хотя вскоре союз ханств распался, опасность его возобновления не миновала, тем более, что с юга началось продвижение турок, укрепившихся в низовьях Дона и на Северном Кавказе. Ими даже была предпринята попытка прорыть канал для ввода в бассейн Волги османского флота. В таких условиях мордовским феодалам пришлось делать окончательный выбор, так сказать, между востоком и западом.
Связи Мордовии с Казанью были весьма крепкими. Ещё со времен Булгарского царства на восток установились торговые пути для сбыта пушнины и других товаров. Сам город был сделан столицей в 30-40 годы XV века ханом Улу-Мухаммедом. Сохранилось множество народных преданий о добровольном строительстве этого города, в которых мордовский народ называет Казань чуть ли не своей столицей. Проживание в одном географическом регионе, схожий во многом характер хозяйственной деятельности, родственные связи с казанцами многих мордовских князей не говоря уже о татарских мурзах — все это так же сближало мордовский край с казанским ханством, в котором финно-угры составляли немалую часть населения. Однако беспорядочные грабительские набеги казанцев вызывали крайне негативную реакцию основной массы населения края. Что же касается мордовских и даже татарских князей и мурз, то их отталкивала политическая нестабильность ханства, непрекращающиеся междоусобицы.
Этим не замедлил воспользоваться наследник Ивана III — великий князь московский Василий Иванович. В 20-е–40-е годы на территории расселения мордвы русскими гарнизонами с помощью местного населения возводятся города-крепости: Васильсурск, Мокшанск, Темников, Шацк, Елатьма; восстанавливаются Арзамас, Кадом, Курмыш, Наровчат. Строительство русской крепости на границе. Миниатюра Лицевого свода.
Ещё раньше мордва выступала вместе с русскими против кочевников. Так, в 1444 году приход мордовской рати на помощь рязанцам оказался решающим в разгроме сильного войска ордынского царевича Мустафы. С 20-х годов XVI столетия совместная борьба против Казанского и Крымского ханств становится постоянной. Начинается массовый переход мордовских феодалов на службу русскому правительству.
С 1545 года на Казань возобновились регулярные походы русских войск. Два из них возглавлял сам царь Иван Васильевич, названный впоследствии Грозным. В результате этих походов к России присоединяются поволжские земли до Свияги, в устье которой в 1551 году строится опорная крепость Свияжск. В 1552 Казань взята войсками под командованием Ивана Грозного и Казанское ханство присоединено к Москве.В памяти мордовского народа год падения Казани отождествляется со временем присоединения мордвы к русскому государству. Как исторические, так и фольклорные памятники не дают оснований утверждать, что такое присоединение в то время было обусловлено завоеванием.
Вот как, например, объясняет этот факт мордовская народная былина, приведенная Андреем Печерским:И сказал слугам мурза, московский царь: «Слуги вы мои, подите,Слуги верные, отнесите,мордве на моляне скажите:«Вот вам бочонок серебра, старики, Вот вам бочонок злата, молельщики».На мордовский молян так и ступайте, старикам мордовским серебро, злато отдайте».Верные слуги от мурзы пошли, мурзин дар старикам донесли.Старики серебро, злато приняли, суслом сладким слуг напоили.Слуги к мурзе приходят, весть мурзе приносят :«Угостили нас, напоили нас суслом сладким,Накормили нас хлебом мягким».Мордовские старики от мурзы деньги получили,После моляна судили, рядили:«Что нам мурзе в дар дать,Что московскому царю послать ?»Мёду, хлеба, соли взяли,Блюда могучие поклали,С молодыми ребятами послали.Молодые ребята приуставши, сели,Мёд, хлеб да соль поели,Говорят : «Старики не узнают!»Земли и желта песку в блюда накладали,Наклавши, пришли и мурзе, московскому царю, поднесли.Мурза землю и песок честно принимает,Крестится, бога благословляет :«Слава тебе, боже царю,Что отдал в мои руки мордовску землю!»
Благодаря инициативе мордовских учёных 1000-летие пребывания мокши и эрзи в составе России официально подтвердили учёные РАН."Процесс вливания мордовского народа в Русское государство был очень длительным и занял несколько столетий, — сказано в экспертном заключении.— Несомненно, что свое начало он берет в X-XI веке, и имеет исторические основания. За исходный хронологический пункт взяты события и ситуация конца X века, когда летопись упоминает о выплате мордвой дани русским князьям. При этом многозначный термин «дань» означал всю совокупность податей и налогов, а не сводился к выплатам побеждённых завоевателям. Именно тогда начинала складываться "национальная политика", присущая впоследствии Московскому государству и Российской империи — постепенная интеграция народов и регионов в свою структуру.Первоначально на новых территориях традиционный социальный уклад оставлялся в неприкосновенности. Центральные власти долгое время довольствовались регулярным получением необременительных податей, привлечением местного населения во время военных компаний и лояльности к верховному Государю. Именно такой статус имела мордва в Древнерусском государстве.
Что касается вражды между мордвой и славянами, то еще известный историк В. Ключевский утверждал, что отношения между финно-уграми и славянами носили мирный характер. Ни в письменных источниках, ни в народных преданиях великороссов не уцелело воспоминаний об упорной и повсеместной борьбе пришельцев с туземцами. Наоборот — имело место взаимопроникновения культур: мордовские праздники приурочивались к русским народным или церковным празднествам, в молитвы, обращенные к языческим богам, вставлялись русские слова. В свою очередь, при проведении первой религиозной реформы, которая должна была объединить все союзные племена, Владимир Красное Солнышко включил в пантеон славянских богов мордовскую богиню плодородия и земледелия Мокошь.“ВСТРЕЧА ВЕСНЫ. В центре — Мокошь с поднятыми к небу руками.На конях — женщины с сохами позади.(Вышивка на праздничном полотенце.)”
Памятник "Навеки с Россией", г. Саранск. Сооружён в 1986 г.