Как появился автомобиль
КОГДА-ТО ДАВНО ЧЕЛОВЕК СТАЛ МЕЧТАТЬ ОТОМ, ЧТОБЫ ТЯЖЁЛУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯЛИ МАШИНЫ…КОЛЕСО БЫЛО ИЗОБРЕТЕНО УЖЕ ДАВНЫМ ДАВНО! СИЛУ ПАРА ЗНАЛИ ЕЩЁ ДРЕВНИЕ ГРЕКИ. ПОРА БЫЛО СОЕДИНИТЬ ЭТИХ ПОМОЩНИКОВ В ОДНОМ МЕХАНИЗМЕ.
А ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТОСТРУЯ ПАРА МОЖЕТСМЕСТИТЬПРЕПЯТСТВИЕ НАСВОЁМ ПУТИ,НАПРИМЕР ВОТТАКОЙ ЛИСТБУМАГИ?
ИСААК НЬЮТОНИСААК НЬЮТОН БЫЛ ЗНАМЕНИТЫЙАНГЛИЙСКИЙ УЧЁНЫЙ.
ИСААК НЬЮТОНСРЕДИ РАБОТ НЬЮТОНА БЫЛ НАЙДЕН ВОТ ТАКОЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РИСУНОК (1663 ГОД)!ЭТО БЫЛА ТЕЛЕЖКА С ПАРОВЫМРЕАКТИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ. А ВОТ ЭТО ДЕЙСТВУЮЩИЙАВТОМОБИЛЬ, СОЗДАННЫЙ ПОРИСУНКУ НЬЮТОНА! (1680 ГОД)КОТЁЛ С ВОДОЙ ПОСТАВЛЕН НАКОЛЁСА. СНИЗУ ОН НАГРЕВАЕТСЯ ОТ ТОПКИ. ПАР, ВЫРЫВАЯСЬ ИЗОТВЕРСТИЯ, ДВИГАЛ ТЕЛЕЖКУ.
ФЕРДИНАНД ФЕРБИСТФЕРДИНАНД ФЕРБИСТ ЖИЛ ВБЕЛЬГИИ. ОН БЫЛСВЯЩЕННИКОМ. СЧИТАЮТ, ЧТО ИМЕННО ФЕРБИСТ СОЗДАЛ САМЫЙ ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ. ЭТОТ АВТОМОБИЛЬЧИК БЫЛОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЙ- ВСЕГО60 САНТИМЕТРОВ В ДЛИНУ,НО ЗАТО ОН ПРИВОДИЛСЯ ВДВИЖЕНИЕ ПАРОВЫМДВИГАТЕЛЕМ. А ПРОИЗОШЛО ЭТО СОБЫТИЕ В 1668 ГОДУ !
ТОМАС СЭЙВЕРИТОМАС СЭЙВЕРИ ЖИЛ В АНГЛИИ. ОН БЫЛ ВОЕННЫМ ИНЖЕНЕРОМ. В 1698 ГОДУ ТОМАС СЭЙВЕРИ СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ ПАРОВОЙ ПОДЪЁМНИК ДЛЯ ОСУШЕНИЯ ШАХТ И ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ВОДЫ. ЭТОТ ПОДЪЁМНИК И СТАЛПРОТОТИПОМ ПАРОВОЙ МАШИНЫ. (Thomas Savery, 1650?-1715)
ПАРОВАЯ МАШИНА СЭЙВЕРИ
КАК РАБОТАЛА МАШИНА СЭЙВЕРИсначала герметичный резервуар наполнялся паром затем внешняя поверхность резервуара охлаждалась холодной водой, пар конденсировался в резервуаре создавался частичный вакуум. после этого вода, например, со дна шахты засасывалась в резервуар через заборную трубупосле впуска очередной порции пара выбрасывалась наружу через выпускную трубу. затем цикл повторялся но воду можно было поднимать только сглубины менее 10,36 м, поскольку вдействительности её выталкивалоатмосферное давление.
ДЕНИ ПАПЕНДЕНИ ПАПЕН ЖИЛ ВО ФРАНЦИИ. ОН БЫЛ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ. В ТОМ ЖЕ ГОДУ, ЧТО И ТОМАС СЭЙВЕРИ (1698), ОН ПРИДУМАЛ И ПОСТРОИЛ СВОЮ ПАРОВУЮ МАШИНУ. МАШИНА ДЕНИПАПЕНА БЫЛА БОЛЕЕ УДАЧНАЯ. (Denis Papin, 1647-1712?)
ПАРОВАЯ МАШИНА ПАПЕНА
КАК РАБОТАЛА ПАРОВАЯ МАШИНА ПАПЕНАвода нагревалась внутри вертикального цилиндра с поршнем образовавшийся пар толкал поршень вверхпар охлаждался и конденсировалсяпоршень опускался вниз под действием атмосферного давления
ТОМАС НЬЮКОМЕНТОМАС НЬЮКОМЕН ЖИЛ В АНГЛИИ. ОН РАБОТАЛ КУЗНЕЦОМ НА ШАХТАХ. ТОМАС НЬЮКОМЕН ИЗУЧИЛ СТРОЕНИЕ И РАБОТУ МАШИН СЭЙВЕРИ И ПАПЕНА, А ПОТОМ ПОСТРОИЛ СВОЮ ПАРОВУЮ МАШИНУ. ЕМУ ПОМОГАЛ ВОДОПРОВОДЧИК И СТЕКОЛЬЩИК ДЖОН КАЛЛИ. ПЕРВАЯ ПАРОВАЯ МАШИНА НЬЮКОМЕНА И КАЛЛИ БЫЛА УСТАНОВЛЕНА НА УГОЛЬНОЙ ШАХТЕ В СТАФФОРДШИРЕ В 1712 ГОДУ. (Thomas Newcomen,1663 - 1729)
КАК РАБОТАЛА МАШИНА НЬЮКОМЕНАпар из котла поступал в цилиндр и поднимал поршень вверх в цилиндр впрыскивалась холодная водапар конденсировалсяв цилиндре образовывался вакуумпод воздействием атмосферного давления поршень опускался вниз иудалял воду из цилиндра и при помощи цепи, соединенной с коромыслом, поднимал вверх шток насосакогда поршень находился в нижней точке своего хода, в цилиндр снова поступал пар, и с помощью противовеса, закрепленного на штоке насоса или на коромысле, поршень поднимался в исходное положение После этого цикл повторялся.
МАШИНА НЬЮКОМЕНАРАБОТАЛА ПО ВСЕЙЕВРОПЕ ЦЕЛЫХ 50 ЛЕТ!ЭТО БЫЛО ПЕРВОЕ ИЗДЕЛИЕ В ИСТОРИИ ТЕХНИКИ, ВЫПУЩЕННОЕ КРУПНОЙ ПАРТИЕЙ В НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ ШТУК. В 1740 ГОДУ ТАКАЯ МАШИНА ЗА 1 ДЕНЬ ВЫПОЛНЯЛА НЕДЕЛЬНУЮ РАБОТУ БРИГАДЫ ИЗ 25 ЧЕЛОВЕК И 10 ЛОШАДЕЙ!
ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЛЗУНОВИВАН ИВАНОВИЧ ПОЛЗУНОВ ЖИЛ В РОССИИ (1729-1766). ОН БЫЛ МЕХАНИКОМ КОЛЫВАНО- ВОСКРЕСЕНСКИХ ГОРНОРУДНЫХ ЗАВОДОВ. ЭТИ ЗАВОДЫ НАХОДИЛИСЬ НА АЛТАЕ. 25 АПРЕЛЯ 1763 ГОДА ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЛЗУНОВ ПРЕДЛОЖИЛ ПРОЕКТ И ОПИСАНИЕ ОГНЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ МАШИНЫ» (ТАК ТОГДА НАЗЫВАЛИ ПАРОВУЮ МАШИНУ !). ЭТОТ ПРОЕКТ БЫЛ ОДОБРЕН ДАЖЕ В ПЕТЕРБУРГЕ. ОТ ЦАРЯ ПРИШЁЛ ТАКОЙ ОТВЕТ : «...Сей его вымысл за новое изобретение почесть должно». В АПРЕЛЕ 1764 ГОДА ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЛЗУНОВ НАЧАЛ СТРОИТЬ СВОЮ МАШИНУ. СТРОИЛАСЬ МАШИНА 1 ГОД И 9 МЕСЯЦЕВ. ДВИГАТЕЛЬ ПОЛЗУНОВА МОГ ПОДАВАТЬ ДУТЬЁ В ПЕЧИ И ОТКАЧИВАТЬ ВОДУ ИЗ ШАХТ. ЗАКОНЧИЛИ ИСПЫТАНИЯ МАШИНЫ УЧЕНИКИ ИВАНА ИВАНОВИЧА ПОЛЗУНОВА ЛЕВЗИН И ЧЕРНИЦЫН.
МАШИНА ПОЛЗУНОВА
ДЖЕЙМС УАТТ ДЖЕЙМС УАТТ ЖИЛ В АНГЛИИ. ОН РАБОТАЛ МЕХАНИКОМ В УНИВЕРСИТЕТЕ. ДЖЕЙМС УАТТ ТОЖЕ ХОТЕЛ ПОСТРОИТЬ ПАРОВУЮ МАШИНУ. ОНИ С ИВАНОМ ИВАНОВИЧЕМ ПОЛЗУНОВЫМ РАБОТАЛИ ОДНОВРЕМЕННО, НО В РАЗНЫХ СТРАНАХ. КОГДА ДЖЕЙМСА УАТТА ПОПРОСИЛИ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ПАРОВУЮ МАШИНУ НЬЮКОМЕНА, ОН ЗАХОТЕЛ ЕЁ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ, ТО ЕСТЬ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ. В 1769 ГОДУ ОН ПОЛУЧИЛ ПАТЕНТ НАСВОЁ ИЗОБРЕТЕНИЕ. ПОСТРОИЛ СВОЮ МАШИНУ ДЖЕЙМС УАТТ В 1776 ГОДУ.
ПЕРВАЯ ПАРОВАЯ МАШИНА УАТТА
ВТОРАЯ ПАРОВАЯ МАШИНА ДЖЕЙМСА УАТТА (1782 ГОД)
ДВИГАТЕЛЬ УАТТАДВИГАТЕЛЬ ДЖЕЙМСА УАТТА ГОДИЛСЯ ДЛЯ ЛЮБОЙ МАШИНЫ.ЭТИМ СРАЗУ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ИЗОБРЕТАТЕЛИСАМОДВИЖУЩИХСЯ МЕХАНИЗМОВ. ТАК ПАРОВАЯ МАШИНА ПРИШЛА НА ТРАНСПОРТ.
ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ КУНЬОНИКОЛЯ ЖОЗЕФ КУНЬО - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ИЗ ПАРИЖА. ОН ПЕРВЫМ ДОГАДАЛСЯ ПОСТАВИТЬ ПАРОВОЙ КОТЁЛ НА ТЕЛЕЖКУ, ЧТОБЫ ВОЗИТЬ ТЯЖЁЛЫЕ ПУШКИ. ЭТА МАШИНА МОГЛА ВЕЗТИ ГРУЗ ВЕСОМ В 4 ТОННЫ СО СКОРОСТЬЮ 4 КИЛОМЕТРА В ЧАС! ЭТО БЫЛО В 1769 ГОДУ.
ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ КУНЬОВ 1771 ГОДУ «ПАРОВАЯ ТЕЛЕГА» СЛУЧАЙНО ВРЕЗАЛАСЬ В СТЕНУ. СТЕНАРУХНУЛА, НО АВТОМОБИЛЬ ОСТАЛСЯ НЕВРИДИМ. ЭТО БЫЛО ПЕРВОЕ В МИРЕДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ С УЧАСТИЕМ АВТОМОБИЛЯ!
АВТОМОБИЛИ ТРЕВИТИКАРИЧАРД ТРЕВИТИК (1771—1833) БЫЛ АНГЛИЙСКИМ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ. ОН СОБРАЛ ПЕРВЫЙ ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЮДЕЙ, А ПОЗДНЕЕ- «ЛОНДОНСКИЙ ПАРОВОЙ ЭКИПАЖ»
ЭХ, ПРОКАЧУ !..В 1825 ГОДУ СЭР ГОЛДСУОРТ ГАРНИ ПОЛУЧИЛ ПАТЕНТ НА КАРЕТУ С ПАРОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ. В КАРЕТЕ ПОМЕЩАЛОСЬ 6 ЧЕЛОВЕК. ДВИГАЛАСЬ ОНА СО СКОРОСТЬЮ 13 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС. ТАКИЕ КАРЕТЫ ВОЗИЛИ ПАССАЖИРОВ ОТ ЛОНДОНА ДО БАТА. ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ ПАССАЖИРСКАЯ ЛИНИЯ. ЕЁ ПРОТЯЖЁННОСТЬ СОСТАВЛЯЛА171 КИЛОМЕТР!
А ЭТО БЫЛА ОБЫКНОВЕННАЯ АНГЛИЙСКАЯ ПАРОВАЯ КАРЕТА ТОГО ВРЕМЕНИ (1828 ГОД). УПРАВЛЯЛАСЬ ОНА ШТАНГОЙ, КОТОРАЯ НАПРАВЛЯЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДВА КОЛЕСА. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ЭТИ КОЛЁСИКИ И БЫЛИ ДЛЯ КАРЕТЫ ВЕДУЩИМИ !
А ЭТО КЛАССИЧЕСКАЯ СКОРОСТНАЯ ПОЧТОВАЯ КАРЕТА.ПОЧЕМУ СКОРОСТНАЯ? В ТО ВРЕМЯ (1830 ГОД) СКОРОСТЬ 20 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС БЫЛА ОЧЕНЬ ХОРОШЕЙ! КАРЕТА ЕЗДИЛА ПО МАРШРУТУ ЛОНДОН-БИРМИНГЕМ И ПЕРЕВОЗИЛА 15 ПАССАЖИРОВ.
ВИРЖИНИО БОРДИНО ЖИЛ НА ОСТРОВЕ САРДИНИЯ. ЭТОТОСТРОВ ПРИНАДЛЕЖИТ ИТАЛИИ. БОРДИНО БЫЛ ПЕХОТНЫМОФИЦЕРОМ. ОН СКОНСТРУИРОВАЛ ЭТОТ ПАРОВОЙАВТОМОБИЛЬ В 1854 ГОДУ. АВТОМОБИЛЬ БОРДИНО В ЧАСПРОЕЗЖАЛ 8 КИЛОМЕТРОВ И РАСХОДОВАЛ 30 КИЛОГРАММОВУГЛЯ !
АВТОМОБИЛИ БОЛЛЕВО ФРАНЦИИ, В ГОРОДЕ ЛЕ МАН ЖИЛИ ОТЕЦ И СЫН ПО ФАМИЛИИ БОЛЛЕ. ОБОИХ ЗВАЛИ АМЕДЕЙ. ОНИ ВМЕСТЕ КОНСТРУИРОВАЛИ И ВЫПУСКАЛИ ПАРОВЫЕ АВТОМОБИЛИ. ОТЕЦ И СЫН ДАЖЕ ОРГАНИЗОВАЛИ ПЕРВУЮ ФИРМУ ПО ВЫПУСКУ АВТОМОБИЛЕЙ. САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ АВТОМОБИЛИ АМЕДЕЯ БОЛЛЕ - СТАРШЕГО НАЗЫВАЛИСЬ L'Obeissante (ПО-РУССКИ ЭТО ЗНАЧИТ «ПОСЛУШНАЯ») И La Manselle.
ПАРОВЫМ АВТОМОБИЛЯМ НУЖНО БЫЛО МНОГО ВРЕМЕНИДЛЯ РАЗОГРЕВА ПАРА И РАЗГОНА. НО НА ДЛИННОЙ ДОРОГЕОНИ МОГЛИ РАЗГОНЯТЬСЯ СВЫШЕ 150 КИЛОМЕТРОВ ВЧАС !ЭТО САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ НАЧАЛА 20 ВЕКА:ОН НАЗЫВАЕТСЯ STANLEY STEAMER. В 1906 ГОДУ ОНРАЗОГНАЛСЯ ДО 205,5 КИЛОМЕТРА В ЧАС!
КТО ТАКОЙ ШОФЁР?ЗНАЕШЬ, КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА ЗА РУЛЁМ АВТОМОБИЛЯ? ПРАВИЛЬНО, ВОДИТЕЛЬ! А ЕЩЁ? ДА, ЭТО ШОФЁР!РАНЬШЕ В ЭТОМ СЛОВЕ БЫЛО ДВЕБУКВЫ «Ф»: ВОТ ТАК ШОФФЁР! ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ ЭТО СЛОВО ЗНАЧИТ «КОЧЕГАР». ТАК КОГДА-ТО НАЗЫВАЛИ ТЕХ, КТО СИДЕЛ ЗА РУЛЁМ ПАРОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. ПАРОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ УЖЕ НЕТ, А ШОФЁРЫ ОСТАЛИСЬ. И ХОТЯ НА АВТОМОБИЛЯХ ДАВНО УЖЕ НЕТ НИ КОТЛА, НИ ТОПКИ, ЧАСТО СОВРЕМЕННОГО ВОДИТЕЛЯ НАЗЫВАЮТ ШОФЁРОМ. ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ ОНИ ЕЗДЯТ НА МАШИНАХ С БЕНЗИНОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ.
НУ ВОТ И ВСЁ! В СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ТЫ УЗНАЕШЬ, КАК ПОЯВИЛСЯ БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И МНОГОЕ ДРУГОЕ…