Смута – период в истории России с 1598-1613 гг.
Исторический портрет «Это был пожилой, 54-летний боярин небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек неглупый, но более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся, прошедший огонь и воду, видавший и плаху и не попробовавший ее только по милости самозванца, против которого он исподтишка действовал, большой охотник до наушников и сильно побаивавшийся колдунов» В.О.Ключевский
Исторический портрет А. С. Пушкин написал о нем: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты» В переносном смысле можно сказать, что его погубил голод.
Исторический портрет Ключевский В. О. остроумно заметил о нем «Он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве»?
Исторический портрет Кто мог говорить такие слова: «Что за смятение бесполезное обуяло вас? Зачем вверяете вы души свои поганым полякам? Что общего имеете вы со злохищными волками, дерзкими, как сатана? Подумайте: ведь издавна православная наша вера ненавидима иноплеменными странами; почему же вы хотите примириться с пришельцами этими?»
Исторический портрет О нем в летописи говорится: «начал ссылатись со всеми городами, чтоб им стать за одно и помочь Московскому государству». «И начаша присылати к Прокофью и во всех городах збираться. И все соединеся во едину мысль, что всем помереть за православную християнскую веру».
Исторический портрет Он был военным холопом князя Телятевского, что помогло ему приобрести профессиональные навыки и знаниевоенного дела. В молодости бежал от Телятевского в степь к казакам. Он был захвачен в Диком Поле татарами, которые продали его в рабство в Турцию, где он стал невольником на галере. Из невольничества он был освобождён во время поражения турок в морском бою и привезён в Венецию. Отсюда через Германию и Польшу он вернулся на родину. Летом 1606 г. он появился на «московском рубеже» в тот момент, когда на Северской Украине быстро нарастало народное движение, вождём которого он стал. Сохранившиеся показания современников рисуют его мужественным, энергичным вождём, человеком, способным пожертвовать за народное дело своей жизнью, талантливым полководцем.
Исторический портрет «Самозванец… был выше его, лицом не бел, а смугл; имел волосы кудрявые, черные (вместо рыжеватых); глаза большие, брови густые, навислые, нос покляпый, бородавку среди щеки, ус и бороду стриженую»[13], но так же, как Отрепьев, «говорил твердо языком польским и разумел латинский».
Исторический портрет О себе он сказал такие слова: “Граждане нижегородские! Не раз народ менял соху на меч, и сила его от этого возрастала. Захотим помочь Московскому государству – ничего нам не пожалеть, дворы свои продавать, всё отдать…чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!”».
Исторический портрет знаменитый деятель Смутного времени. При Борисе Годунове был стряпчим с платьем, при Лжедмитрии - стольником; в 1608 г. послан был для защиты Коломны; в 1609 г., действуя против разбойничьих шаек в окрестностях Москвы, разбил атамана их Салькова на реке Пехорке; в 1610 г. назначен был воеводой в Зарайск; в 1611 г., участвуя в нападении на поляков, овладевших Москвой, был ранен на Лубянке и отправился на лечение в свою нижегородскую Пурецкую волость. Сюда, по указанию Минина , явились к нему послы с предложением принять начальство над нижегородским ополчением, поднявшимся для спасения Москвы; со своей стороны он потребовал, чтобы при ополчении выборным от посадских человеком был Минин. Став во главе ополчения, он в лице своем вмещал всю верхнюю власть над русской землею и писался "у ратных и земских дел по избранию всех чинов людей московского государства".
Исторический портрет Ляпунов предложил ему быть царем., это вызвало огромную зависть , особенно у Василия шуйского.На пиру у Воротынских жена Димитрия Шуйского поднесла ему отраву, от которой он и умер 23 апреля после двухнедельных страданий. Царь велел похоронить его в Архангельском соборе, но не рядом с царскими гробницами, а в особом, новом приделе. Современники почти все говорят о нем, как о великом человеке, и свидетельствуют об его "уме, зрелом не по летам", "силе духа", "приветливости", "воинском искусстве и уменье обращаться с иностранцами". В народе надолго сохранилась о нем самая лучшая память, что и выразилось в нескольких весьма распространенных песнях