Эволюция мужского костюма переселенцев Западной Сибири
В XV веке предпринимались периодические походы в Сибирь из Москвы, однако начало присоединению Сибирского ханства к России положил поход Ермака в 1581 году (по другим сведениям - в 1579 году).
Первыми переселенцами на сибирские земли стали служилые люди - конные и пешие казаки, стрельцы, пушкари, направляемые сюда по царскому указу. В дальнейшем их ряды пополнялась за счет ссыльных крестьян и городских жителей, а также за счет белорусов, поляков, немцев, литовцев и черкасов (украинцев) и казацкой старшины с Украины и Дона.
Костюм донского казачества формировался веками и претерпевал изменения. Многое заимствовалось у соседних народов или у побеждённых врагов в качестве трофея. В XVI веке костюм донских казаков носил восточный отпечаток – последствия многолетней борьбы с хазарами, татарами, турками. Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как один из существенных признаков своей самостоятельности. донской казак в XVI веке
Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям - на шелке вошь не живет. Сверху - сукно, а на теле - шелк! Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело - так народы Севера носят кухлянку. одежда донских казаков в 17 веке
Казачья старинная одежда очень древняя. Она появилась задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. В первую очередь это относится к - штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары - в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках. Донские казаки XIV-в. Схема шаровары.
Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук (от тюркского арка - спина; от тюркского лык -греть) - «спиногрей» - нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон - валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор - башлык. архалук Донской казак в зимней одежде: овчинный тулуп, войлочный или суконный » пыльник-балахон»
С переселением в Сибирь, жизнь порой была крайне опасной и непредсказуемой, поэтому Главным требованием к одежде — было удобство и функциональность. Переселенцы, находясь в более суровых климатических условиях, не только перенесли и сохранили свои бытовые традиции и навыки в изготовлении и ношении одежды, но и вынуждены были приспособить их к новым местам. Одежда сохранила традиционный покрой, но при этом активно использовался тёплый и мягкий сибирский мех (камлея, кухлянка, «гусь» и другие виды одежды). ОДЕЖДА КАЗАКОВ Переселенцы Сибири
Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы , которая некоторыми исследователями начала рассматриваться как национальная казачья мужская одежда. В дальнейшем форма изменялась многократно - по велению свыше, то есть сам народ в моделировании фасонов участия не принимал. Екатерина II:
В конце XVII - началеXVIII века сложился традиционный тип мужского костюма, обязательной принадлежностью которой являлся зипун. Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались «походами за зипунами». С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги. Походная одежда казака состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя подпоясанного ремнём, широких шаровар, убранных в голенища сапог и шапки из овчины. ЗИПУН XVII - начало XVIII века
С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка - опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер - высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна.
У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти.
Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение XIX в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.
Длинный слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. 1914-1918 гг.
В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.
Голову казака украшали шапки разных видов. Обычная казачья шапка была островерхой, «по форме схожей с головой сахара» (похожа на монашескую). Шапки-трухменки были высокими и шились из шкуры барашка мехом наружу. Почти так же выглядела папаха – с одним отличием – у неё верх был суконным. Кроме этого носили казаки , треухи (меховые шапки с наушниками) и башлыки. Фуражка вошла в обиход казачества последней и поначалу была атрибутом военной формы. Кроме шапок казаки носили ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы. армия 1914-1918 гг.
Всю мужскую одежду можно разделить на служебную, военную и домашнюю. Служебная состояла из мундира или чекменя синего сукна, с красными выпушками фуражки и папахи с красным верхом и военной синей шинели. Домашняя одежда напоминала военную, но она была однобортная и отличалась по материалу. Чекмени черкесиновые или нанковые. Шарованы без лампас. Белые холстовые рубахи (без ластовиц) и такие же портки. Фуражка в быту носилась военная. Из обуви первоначально в общем употреблении были поршни. чевяки и постолы (поршни).... 1Праздничной обувью считались чирики
Вступивший на престол в 1855 году Александр II ввел новую военную форму. У казаков вместо шапок-киверов появились меховые папахи с кокардами, похожие на головные уборы линейцев и черноморцев, прежде прямые обшлага чекменей были заменены вырезанными мыском, а закругленные (прежде прямые) воротники и обшлага чекменей штаб-офицеров украсились серебряными и золотыми галунами. Изменениям подверглись офицерские погоны, они стали у обер-офицеров с одним просветом по цвету прикладного сукна, у штаб-офицеров - с двумя. На суконное основание нашивали специальные серебряные или золотые (у артиллеристов) галуны - два широких у обер-офицеров, один широкий по центру и два узких по краям у штаб-офицеров и один широкий (зигзагом) у генералов. Для различия чинов к погонам прикрепляли кованые звездочки, как на эполетах. Форма казаков конца XIX века
С 1871 года появились сапоги с длинными При Александре II был окончательно установлен цвет мундирного и прикладного сукна: Донскому казачьему войску присваивались соответственно темно-синий и алый, Уральскому - темно-синий и малиновый, Астраханскому - темно-синий и желтый, Сибирскому - темно-зеленый и алый, Семиреченскому - темно-зеленый и малиновый, Оренбургскому - темно-зеленый и светло-синий, Забайкальскому и Амурскому - темно-зеленый и желтый. Эпоха императоров Александра II и Александра III.
Важно подчеркнуть, что те казаки, которые фигурируют в официальной истории освоения Сибири, в своем абсолютном большинстве были потомками, яицких, запорожских и донских казаков.
На фото сибирские казаки, награжденные Георгиевскими крестами за Кокандский поход 1875-1876 годов. На казачьих папахах знаки отличия "За штурмъ г. Андижана 1-го Октября 1875 года". Одеты казаки в "ермаковки" - гимнастерки с пришитыми напатронниками (газырями), куда вставлялись патроны для однозарядных в то время ружей, по образцу кавказских казачьих войск, что было очень практично в боевых условиях. Очередные изменения в военном мундире сибирцев произошли при императоре Александре III. Предпочтение отдавалось не изысканности и красивости, а приспособленности к походным и боевым условиях.
Вера, в то, что молодое поколение будет хранить традиции костюма донских казаков дает предполагать, что прекрасное и живое, традиции наших предков не умрут.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.