ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ Микеланджело. Сотворение Адама. ок. 1511 г., фреска, Сикстинская капелла, Ватикан. Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353
ВОЗРОЖДЕНИЕ – эпоха в истории духовного развития европейских народов в XIV – XVI вв., связанная с подъемом светских по содержанию искусства, литературы, науки. РЕНЕССАНС (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» -«снова» или «заново рожденный») – второе название Возрождения. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: огромный интерес к человеческой личности, её безграничным творческим возможностям; гуманизм – система воззрений, провозгласившая высшей ценностью человека и его общественное благо; огромный интерес к античной (древнегреческой и древнеримской) культуре, её возрождение и изучение. ВСПОМНИТЕ, как относились к человеческой личности и античной культуре в средние века?
ГУМАНИЗМ – система воззрений, провозгласившая высшей ценностью человека и его общественное благо. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ (стр. 41 учебника) ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ ТОМАС МОР НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ ФРАНСУА РАБЛЕ МИГЕЛЬ СЕРВАНТЕС УИЛЬЯМ ШЕКСПИР Эразм Роттердамский (1469-1536) Томас Мор (1478-1535) Уильям Шекспир (1564-1616) Никколо Макиавелли (1469-1527)
ПОДУМАЙТЕ, в какой стране и почему началось ВОЗРОЖДЕНИЕ? в Италии много богатых и независимых городов; Италия расположена на «руинах» античного Рима; поддержка Возрождения со стороны католической церкви (ренессансные папы).
… Настали сроки: струны вновь запели, И краски вновь зардели с полотна. Из дряхлой Византии – в жизнь весна Вошла, напомнив о любви, о теле; В своих страданьях Винчи, Рафаэли Блеск бытия исчерпали до дна. Стремились все – открыть, изобрести, Найти, создать… Царила в эти годы Надежда – вскрыть все таинства природы. И.А.Бунин Леонардо да Винчи. Витрувианский человек (золотое сечение в изображении человека)
ПРОТО-РЕНЕССАНС (ПРЕДВОЗ-РОЖДЕНИЕ) вторая половина XIII- XIV вв. СРЕДНИЕ ВЕКА V-XV вв. ВОЗРОЖДЕНИЕ XV-XVI вв. ГУМАНИЗМ РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (кватроченто) XV в. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (чинквеченто) конец XV- начало XVI в. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ середина и вторая половина XVI в. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XV-XVI вв.) – Нидерланды, Франция, Германия, Англия.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ Амбруаз Паре (1509-1590). французский хирург, считающийся одним из отцов современной медицины. АНАТОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (в средние века церковь запрещала) РАЗВИТИЕ ХИРУРГИИ МЕДИЦИНА Джон Банистер читает лекцию по анатомии в Лондоне. 1581 г.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ Николай Коперник (1473-1543). Создатель гелиоцентрической системы мира. ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА (в средние века геоцентрическая) АСТРОНОМИЯ Небесные сферы в рукописи Коперника. Гелиос - Солнце (греч.) Гео - Земля (греч.)
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ Леонардо да Винчи (1452-1519). Автопортрет. Проекты Леонардо да Винчи. Вплотную подошел к созданию науки, основанной НА ЭКСПЕРИМЕНТЕ.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ Мишель Нострадамус (1503-1566). французский астролог. АСТРОЛОГИЯ АЛХИМИЯ Алхимик в поисках философского камня. ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ - вещество, необходимое для превращения металлов в золото, а также для создания эликсира жизни. ПОДУМАЙТЕ, помогали ли исследования астрологов и алхимиков в развитии естественно-научных знаний?
ИСКУССТВО ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
СРАВНИТЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ. ВОПРОСЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ ВИДНА ЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИЧНОСТЬ (ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ) АВТОРА ЦЕЛЬИСКУССТВА ХАРАКТЕР ИСКУССТВА
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ Леонардо да Винчи (1452-1519). Автопортрет. Рафаэль Санти (1483-1520). Автопортрет. Микеланджело Буонарроти (1475-1564). ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). 1503 – 1505 гг., Лувр, Париж. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519)
Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1513 – 1514 гг., Картинная галерея, Дрезден. РАФАЭЛЬ САНТИ (1483-1520)
Рафаэль Санти. Афинская школа. 1509 – 1510 гг., Ватиканский (папский) дворец. ПЛАТОН (Леонардо да Винчи) АРИСТОТЕЛЬ ГЕРАКЛИТ (Микеланджело) АПЕЛЛЕС (Рафаэль)
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564). МИКЕЛАНДЖЕЛО . Давид. 1501-1504 гг., мрамор. Флоренция, Академия изящных искусств.
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ Тициан Вечеллио (ок. 1488-1576). Автопортрет. МЕНЬШЕ ВОЛНОВАЛИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (в отличие от флорентийской школы) СОСРЕДОТОЧИЛИСЬ НА РЕШЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ТЫВОРЧЕСТВА ГОРАЗДО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ЖИВОПИСЦЫ, ЧЕМ МЫСЛИТЕЛИ И УЧЕНЫЕ ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ТИЦИАН Кающаяся Магдалина 1560 г. Санкт-Петербург, Эрмитаж. ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (ок.1488-1576)
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Альбрехт Дюрер (1471-1528). Автопортрет. Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1520). Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Автопортрет. ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ МЕНЬШЕ ПОДВЕРЖЕНЫ ВЛИЯНИЮ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА ВОСПЕВАЛИ ОБЫКНОВЕННОГО (НЕСОВЕРШЕННОГО) ЧЕЛОВЕКА ИЗОБРАЖЕНИЕ БЫТОВЫХ ПОДРОБНОСТЕЙ, ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ Портрет купца Георга Гисце. 1532 г. Берлин, картинная галерея.
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР Четыре всадника (из серии «Апокалипсис»). 1498 г. Гравюра на дереве Художественный музей, Карлсруэ, Германия. АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471-1528) МОР (чума, болезнь) ВОЙНА ГОЛОД СМЕРТЬ Мор, Война, Голод и Смерть В данной интерпретации образ первого всадника меняется с Завоевателя на Мор (чума/болезнь), отделяемый, в свою очередь, от Смерти. Итак, первым из всадников появляется Мор, скачущий на белом коне. За Мором следует Война на кровавом коне и с огромным мечом. С Войной, в связи с массовыми разрушениями и мором, приходит Голод. Голод жирный, но скачет на дряхлом черном коне, олицетворяя обжорство и голод соответственно. И с голодом грядет Смерть. Её конь бледен. За ней следует Ад, поглощающий все оставшиеся души. На этой интерпретации чаще всего базируются образы четырех всадников апокалипсиса в популярной культуре.
АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА (Рим, Италия). XVI в.
АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ КРЫЛО ЛУВРСКОГО ДВОРЦА (Париж, Франция), старейшая сохранившаяся часть здания, построенная Пьером Леско в середине XVI века.
АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ ЗАМОК ШАМБОР НА ЛУАРЕ (Франция), XVI век.
АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ ЗАМОК ФОНТЕНБЛО (Франция), XVI век.
ПРЕДПОСЫЛКА - предварительное условие чего-нибудь.