ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ Подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 37 г. Буя Суслова Елена Геннадьевна
Закон суров – но это закон!«…Их вечен с вольностью союз…» Аннотация.Материал изучается в 10 классе при 2 часах в неделю в рамках учебной темы: «Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны». Оформление исследовательских работ для профильной гуманитарной группы – в компьютерном варианте (для данной группы учащихся выделяется дополнительный час).Основная работа по исследованию отдельных вопросов осуществляется во внеучебное время.
Основополагающий вопрос. Не пропадет ваш скорбный труд…? Вопросы для исследования учащимися.Можно ли назвать декабристов «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от общества своего времени?Движение декабристов – восстание или мирная форма протеста, демонстрация?Правомерно ли сравнивать восстание декабристов с заговором? Почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде?
Цель проекта: Формирование у учащихся собственной индивидуальной оценки выступления декабристов. Задачи:Закрепить знания учащихся о причинах и ходе движения декабристов;Углубить знания идейных основ данного движения, его значения и последствий; Закрепить навыки работы с документами, их анализа;Закрепить умение выделять главное, определять проблемы и пути их разрешения;Отработать навыки работы в группе на основе товарищества, толерантности, дисциплинированности.
Этапы работы. 1. Погружение в проблему проекта: актуализация имеющихся у учащихся официальных фактических знаний; через альтернативные высказывания выход на формулировку проблемы и вопросы её раскрывающие; организационная деятельность (комплектование групп и распределение вопросов исследования). 1 урок (40 мин.) 2. Ход исследования. Работа с источниками разных видов, их анализ, формулировка выводов. Внеурочная деятельность в библиотеке, дома и в школе. Консультация. 1урок (40 мин. ) 3. Оформление результатов исследования. Внеурочная деятельность. 4. Обобщение результатов исследования учащимися. Выводы по проблеме проекта. 1 урок (40 мин.)
Структура проекта. Описание проектаПримеры работ учащихся: Презентация по теме «Движение декабристов – восстание или мирная форма протеста, демонстрация?» Буклет «Декабристы – «горстка мечтателей», оторванных от общества» Веб – сайт «Декабристы – дворяне» Публикация «Декабристы - заговорщики» Критерии оценивания: презентации, буклета, веб – сайта, публикации.Дидактические материалы: кроссворд, тестСписок использованных материалов
Несколько слов об авторе Суслова Елена ГеннадьевнаОбразование - высшееОкончила Горьковский Государственный университет им. Н.И.Лобачевского Специальность - учитель истории и обществоведенияКвалификация - высшая Должность - учитель истории и обществознания
Список литературы Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, электронная версия. 2004 год.Ляшенко Л.М. История России 19 век. – М.: дрофа, 1998.Нечкина М.В. Движение декабристов. М, 1955. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1985 История России. 9 – 11 классы (компакт-диск).- Волгоград: «Учитель», 2008.Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и её ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ – М.: «Аванта +», 2001.http://decemb.hobby.ruhttp://hrono.rspu.ryazan.ru/biograf/ryleev.htmlhttp://www.hrono.ru/biograf/pestel.htmlhttp://hronos.km.ru/biograf/murav_as.html http://www.hrono.ru/biograf/kahovski.html http://www.hist.nnov.ru/persons/bestujev.htmlhttp://enc.lib.rus.ec/bse/008/114/276.htm