Примерно с середины II тыс. до н.э. через горные перевалы на северо-запад Индостана стали проникать кочевые племена. Они называли себя ариями. Примерно с середины II тыс. до н.э. через горные перевалы на северо-запад Индостана стали проникать кочевые племена. Они называли себя ариями. Коренных жителей новой земли племя ариев назвали индусами («синий», «смуглый»).
Язык ариев, на котором слагались древнейшие священные предания – Веды - позже стал называться ведийским санскритом. Язык ариев, на котором слагались древнейшие священные предания – Веды - позже стал называться ведийским санскритом. Веды – это не только собрание гимнов и молитв, но и картины социальной и религиозной жизни ариев. В целом Веды образовали ядро священного канона, в период с XVI-XV по VI-V вв. до н.э.
В новом социальном устройстве первостепенная роль отводилась брахманам – знатокам Вед и главным исполнителям обрядов. В новом социальном устройстве первостепенная роль отводилась брахманам – знатокам Вед и главным исполнителям обрядов. Слово «брахман» многозначно. В Ведах есть упоминание о брахмане – некой таинственной силе, присущей ведийскому ритуалу. В то же время брахманы – это и жрецы, и комментарии к Ведам ученых ритуалистов-брахманов. Брахманизм вырос из религии Вед.
В период становления брахманизма произошло разделение на варны (касты), которые были закреплены «Законами Ману». В период становления брахманизма произошло разделение на варны (касты), которые были закреплены «Законами Ману». Из уст Брамы, главного бога, произошли брахманы (жрецы), из рук – кшатрии (воины), из бедер – ваисьи (ремесленники, купцы, земледельцы), из ступней – шудры (покоренные народы).
Арии свято верили, что жизнь – это величайший дар природы, она вечна и не исчезает со смертью человека, а переходит в тела других одушевленных существ и после ряда переселений опять воплощается в человеческом существе. Арии свято верили, что жизнь – это величайший дар природы, она вечна и не исчезает со смертью человека, а переходит в тела других одушевленных существ и после ряда переселений опять воплощается в человеческом существе. После того, как арии окончательно закрепились на завоеванных территориях, в их верованиях произошли некоторые изменения, а именно – главный бог Брама стал триединым, т.е. сам Брама, как сила творческая включает в себя Вишну – символ сохранения всего живого и вечного и, Шиву – символ разрушения.
Иногда происходит разрушение единства, тогда для его восстановления божество воплощается и исходит на землю под именем Кришны. Иногда происходит разрушение единства, тогда для его восстановления божество воплощается и исходит на землю под именем Кришны. Основной смысл брахманизма заключается в соединения с Брамой или мировой душой. Для этого необходимо совершить подвиг умерщвления плоти или созерцания.
Царство Капилаваста Царство Капилаваста Царь Суддходана из рода Сакиев, потомков Ману Сирватасиддартха или Сиддартха Гаутама (623 - 543 гг. до н.э.) Предсказание жреца Аситы: 1. станет или властелином мира; 2. или отшельником. Как доказательство: 32 основных и 80 второстепенных знаков будущего величия на теле.
Изображение Будды из древне индийского храма. Изображение Будды из древне индийского храма.
Будда Будда
Когда Гаутаме исполнилось 29 лет, он при содействии возничего Чаны, узнал: Когда Гаутаме исполнилось 29 лет, он при содействии возничего Чаны, узнал: - что есть старость; - что есть болезни; - что есть смерть; - что есть люди, которые пытаются найти ответы на главные вопросы бытия.
Решил найти ответы на вопросы: Решил найти ответы на вопросы: Почему человек стареет? Почему человек болеет? Почему человек умирает? Решил стать отшельником и найти ответы, умерщвляя плоть. Решил стать созерцателем, чтобы получить ответы. Овладел всеми техниками и знаниями йоги, ушел в лес, где сорок дней находился без пищи, воды и общения с людьми. Ответы получил – пришло озарение. После этого события Гаутама стал «просветленным», т.е. Буддой
Отверг мировую душу Брамы. Отверг мировую душу Брамы. Мы идем к смерти прямой и ровной дорогой, перед смертью все равны. Наше тело на протяжении всей жизни служит источником всех страстей, волнений и мучений. Следовательно, всякое бытие – есть страдание, значит надо разрушить бытие , уничтожить его до основания.
Так как смерть не освобождает человека от мира страданий, а вновь и вновь возрождает его к жизни, то нужно прервать эту нить перерождений и найти убежище в Нирване, куда должен стремиться каждый, кто хочет освободиться от мира страданий. Так как смерть не освобождает человека от мира страданий, а вновь и вновь возрождает его к жизни, то нужно прервать эту нить перерождений и найти убежище в Нирване, куда должен стремиться каждый, кто хочет освободиться от мира страданий.
Добиться этого можно лишь достигнув состояния величайшего покоя. Добиться этого можно лишь достигнув состояния величайшего покоя. Которое достигается осознанием четырех истин: истины страдания; истины происхождения страдания; истины уничтожения страдания; истина о пути, ведущем к уничтожению страдания.
На пути к Нирване люди должны освободиться от 10 цепей: На пути к Нирване люди должны освободиться от 10 цепей: От заблуждения, что «Я», индивидуальность или душа неизменны; От сомнения в том, что существует путь, который освобождает от перерождений; От убеждения в том что разные религиозные обряды – молитвы, жертвы, почитания религий и прочие обряды и церемонии ведут к спасению; От чувственных страстей и желаний;
5. От ненависти и недоброжелательства к своим близким; 5. От ненависти и недоброжелательства к своим близким; 6. От любви к земной жизни; 7. От желания будущей жизни на небе; 8. От гордости; 9. От высокомерия; 10. От неведения.
Начало и причина всякого существования – дело. Начало и причина всякого существования – дело. Сумма этих дел, совершенных существами, поддерживает существование вселенной. А качество дел определяет для существа его будущую форму рождения.
Воздержание от всякого зла, привязанностей и чувств, только доброе отношение ко всему окружающему нас в мире, обуздание мыслей и страстей может прервать нить перерождений и помочь достигнуть Нирваны. Воздержание от всякого зла, привязанностей и чувств, только доброе отношение ко всему окружающему нас в мире, обуздание мыслей и страстей может прервать нить перерождений и помочь достигнуть Нирваны. Достигнуть блаженства (Нирваны) можно только прервав нить перевоплощений, т.к. человек продолжает жить не в силу неразрушаемости его души, а в силу неуничтожаемости его дел.
Небо – повелитель и владыка мира – Ян, мужское начало бытия и жизни. Небо – повелитель и владыка мира – Ян, мужское начало бытия и жизни. Земля – женское Инь, мертвое, бездеятельное и неподвижной. Отдельные силы или явления природы представлены духами и демонами. Очень развито поклонение духам предков. Отсюда – жертвоприношения.
Шу Лиан-Хо – градоправитель города Чеу Шу Лиан-Хо – градоправитель города Чеу Второй раз женился в 70 лет. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Было предсказано на яшмовом камне – будет царем без царств.
Конфуций Конфуций (551-479 гг. до н.э.)
В 8 лет поступил в низшее училище, где освоил: вежливость, обряды, музыку, стрельбу из лука, возничество, арифметику. В 8 лет поступил в низшее училище, где освоил: вежливость, обряды, музыку, стрельбу из лука, возничество, арифметику. В 15 лет поступил в высшее училище, где изучал нравственную философию. В 17 лет стал помощником учителя. Закончив обучение, занял должность государственного торгового пристава, обязанного следить за свежестью припасов на рынке и в лавках. В 528 г. до н.э. – умирает мать Чинг Тси Иен, траур 3 года.
Трехгодичный траур укрепил в сознании Конфуция, что человек обязан быть образованным и постоянно совершенствовать самого себя. Трехгодичный траур укрепил в сознании Конфуция, что человек обязан быть образованным и постоянно совершенствовать самого себя. Образование в те времена включало изучение следующих дисциплин: музыки, знание духовных и гражданских обрядов математику, каллиграфию, искусство владения разным оружием, умение управлять колесницей.
Знакомство с законами, обрядами и правилами древних китайских мудрецов способствоало решению Конфуция систематизировать эти знания под свод гражданских законов, касающихся всех сфер деятельности китайского общества. Знакомство с законами, обрядами и правилами древних китайских мудрецов способствоало решению Конфуция систематизировать эти знания под свод гражданских законов, касающихся всех сфер деятельности китайского общества. Основным правилом при этом было – почитание старших.
Конфуций считал, что основным в самосовершенствовании личности является управление собой. Конфуций считал, что основным в самосовершенствовании личности является управление собой. Он был убежден, что тот, кто может управлять собой, может управлять людьми, тот, кто может управлять людьми, может управлять государством.
Древние полагали наилучший возраст вступающих в брак должен быть для мужчины не старше 30 лет, для женщины 20 лет. Древние полагали наилучший возраст вступающих в брак должен быть для мужчины не старше 30 лет, для женщины 20 лет. Настоящая же, самая лучшая пора для женитьбы 20 лет для мужчины и 15 лет для женщины. Брак есть первая обязанность человека и его естественное призвание и назначение. Обязанности супругов делятся на общие и частные. Муж — голова; он повелевает, жена повинуется. Он — небо, она —- земля.
Основами супружества должны быть взаимное доверие, честность и уважение, власть и руководство со стороны мужа, повиновение и покорность со стороны жены во всех тех случаях, когда муж не нарушает правил справедливости, приличия и чести. Основами супружества должны быть взаимное доверие, честность и уважение, власть и руководство со стороны мужа, повиновение и покорность со стороны жены во всех тех случаях, когда муж не нарушает правил справедливости, приличия и чести. В общественной жизни жена всем обязана мужу. Смерть его не делает ее независимой. В девицах она зависела от родителей, а если была сиротою, то от братьев или попечителей; замужем она подчиняется мужу; вдовою она зависит от сына.
Сын — хранитель вдовой матери от искушений, доброго имени ее от нареканий. Сын — хранитель вдовой матери от искушений, доброго имени ее от нареканий. Обычай воспрещает женщине вторичное замужество: и вдова обязана посвятить себя уединению. Вне дома — у нее не должно быть никаких дел, даже и в домашние дела она должна входить по необходимости, и то, если дети малолетние. При совершеннолетних детях вмешательство вдовы — напрасное их стеснение. Днем она не должна выходить из своей комнаты; ночью же спальня ее должна быть всегда освещена. Так должна вести себя вдова, ежели хочет заслужить уважение детей и сограждан.
Период от 15—20 лет самый удобный для выхода замуж. Не надо забывать, что от брака зависит вся судьба женщины, а потому выбор мужа требует большой осмотрительности. Период от 15—20 лет самый удобный для выхода замуж. Не надо забывать, что от брака зависит вся судьба женщины, а потому выбор мужа требует большой осмотрительности. Девица не должна вступать в брак: с членом семьи, замешанной в заговоре против правительства; семьи с расстроенными делами или в которой царствует раздор; с нарушителем закона или бывшим под судом, с одержимым хроническою болезнью или каким-нибудь физическим недостатком; с человеком, на котором лежит забота о многочисленной семье, о братьях, сестрах, тетках и т. д.
Муж имеет право отпустить от себя жену, но не иначе, как по уважительной причине; причин же таких семь: Муж имеет право отпустить от себя жену, но не иначе, как по уважительной причине; причин же таких семь: неповиновение жены свекру или свекрови; бесплодие; непристойное поведение или нарушение супружеской верности; внесение ею в семью мужа вражды и ссор; болезнь жены, внушающая к ней отвращение; болтливость и склонность к мотовству; если жена обворует мужа. Муж не имеет права развестись с женой, хотя она того и заслуживает, во-первых, когда она не имеет никого из родных; во-вторых, когда она провинилась пред мужем во время траура по свекру или свекрови, и в-третьих — когда муж, женясь на ней в бедности, разбогател во время сожительства с нею.
Божество представлялось внешними материальными предметами – естественными и искусственными идолами. Божество представлялось внешними материальными предметами – естественными и искусственными идолами. Богопочитание состояло единственно из внешних действий, оргий и жертвоприношений, в том числе и человеческих.
Абдалла, сын Абу-эль-Муталлиба. Абдалла, сын Абу-эль-Муталлиба. Магомет (570-632 гг.). До 24-х лет служил дядьям, пас овец. В 594 г. Стал приказчиком у Хадиджи, богатой 40-летней вдовы. Через год женился на ней. Был знаком с Ветхим Заветом евреев и Новым Заветом христиан. Считал Авраама прародителем, так как изгнанная из его дома Агарь с Измаилом, поселилась на этих землях, от них и пошли арабские племена.
Магомет Магомет (570-632 гг.).
Магомет был уверен, что священный храм и алтарь Кааба, в одну из стен которого был вставлен черный камень, якобы принесенный с небес архангелом Гавриилом, был построен еще Авраамом, когда он решил проведать своего сына Измаила. Магомет был уверен, что священный храм и алтарь Кааба, в одну из стен которого был вставлен черный камень, якобы принесенный с небес архангелом Гавриилом, был построен еще Авраамом, когда он решил проведать своего сына Измаила. Со временем все это забылось, остался только факт поклонения алтарю и камню. Это вызывало у многих недоумение, чем может помочь людям камень, который не видит и не слышит, и не может сделать им ничего худого или доброго. Некоторые принимали христианство, некоторые иудейство.
В 612 г. Магомет очередной раз уйдя в пустыню получил знамение. В 612 г. Магомет очередной раз уйдя в пустыню получил знамение. С ним говорил сам бог Аллах. Магомет признал его как Бога Единого и стал его проповедником. Учение, которое приходило к нему всегда неожиданно, он задиктовывал своим близким. Таким образом сложился Коран, что собственно значит – чтение.
«Ислам, говорит он, есть религия Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса» (Сура XLII,11). «Ислам, говорит он, есть религия Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса» (Сура XLII,11). «Скажи: мы верим в Бога, в то, что он послал нам, что он открыл Аврааму, Измаилу, Исааку, Иакову и двенадцати коленам, мы верим в священные книги, полученные с неба Моисеем, Иисусом и пророками, мы не полагаем между ними никакого различия – мы Ему предали себя» (Сура III, 78).
Коран есть писание для арабов; он не отменяет Пятикнижия и Евангелия для получивших эти книги, но он заменяет их для мусульман. Коран есть писание для арабов; он не отменяет Пятикнижия и Евангелия для получивших эти книги, но он заменяет их для мусульман. В период с 622 по 632 гг. Магомет создал сообщество, основными направлениями деятельности которого стали:
Обособление от языческих соплеменников в Мекке. Обособление от языческих соплеменников в Мекке. Обособление от иудеев в Ятрибе. Осознание своего религиозного начала, как высшего и окончательного откровения. Создание государства на основе новой религии. Формирование идеи Священной войны. Захват центрального святилища арабов и господствующего положения во всей Аравии.
Главное дело веры относительно Бога есть молитва. Главное дело веры относительно Бога есть молитва. Относительно ближнего – милостыня. Относительно собственной своей природы – воздержание, или пост.
Основная ограниченность ислама – отсутствие идеала человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом – идеала истинной богочеловечности. Основная ограниченность ислама – отсутствие идеала человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом – идеала истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности Богу.