Крапивина Людмила Павловна преподаватель изобразительного искусства Держава славная Россия 1812
Отечественная война 1812 года в русской культуре XIX века через анализ памятников архитектуры, скульптуры и живописи.
I группа -архитектура Александрийская колоннаТриумфальная арка в МосквеНарвские триумфальные воротаАрка Главного штаба Санкт-ПетербургаКазанский собор II группа -скульптура памятники М. И. КутузовуМ. Б. Барклаю де ТоллиП. И. Багратиону III группа -живопись Василий ВерещагинНаполеон I на Бородинских высотахВ Кремле - пожар!Поджигатели. Расстрел в КремлеВ Успенском соборе
На Невском, как прибой нестройный, растет вечерняя толпа.Но неподвижен сон покойный Александрийского столпа.Гранит суровый, величавый, обломок довременных скал!Как знак побед, как вестник славы, ты перед царским домом стал.
Триумфальная арка — это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям.
Нарвские Триумфальные ворота, до настоящего времени сохранив свой исторический облик, являются одним из величественных монументов военной славы России.
Триумфальная Арка Главного Штаба посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года. Крылатая богиня Слава стоит в запруженной шестеркой коней колеснице, коней сдерживают воины-копьеносцы. В левой руке богини Славы – штандарт, в правой – лавровый венок.
Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы.
Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Орловскому удалось добиться не только максимального портретного сходства своего произведения с реальными историческими персонажами, но и раскрытия их сути характера.Оба монумента вместе с Казанским собором образуют величественный ансамбль, ставший одним из символов ратной славы Отечества, памятником великой Победе в Отечественной войне 1812-1814 годов.
Памятник Петру Багратиону Скульптор памятника (М. Мерабишвили) довольно точно передал образ князя Багратиона. Монумент представляет образ полководца, призывающего своих воинов в атаку.
«Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя» - вот заветная цель его творческих устремлений. Всю жизнь любил он рисовать войну.Беззвездной ночью наскочив на мину,Он вместе с кораблем пошел ко дну,Не дописав последнюю картину... Около семнадцати лет отдал Верещагин работе над темой Отечественной войны 1812 года. Всего серия включает двадцать картин. Слагается она из двух частей. Первая была названа художником "Наполеон в России". Другую часть он озаглавил "Старый партизан".
«Наполеон I на Бородинских высотах» Как бы там ни было, но это зрелище сидящего на стуле полководца, в то время как его доблестные воины умирают тысячами, не видя своего императора, символично: победоносному орлу Франции подрезали крылья, и в дальнейшем никто не увидит больше его горделиво парящего полета в выси.
«В Кремле - пожар!» «Нет. Не пошла Москва мояК нему с повинной головою!..Не праздник, не приемный дар —Она готовила пожарНетерпеливому герою»...А. С. Пушкин Смятение отчетливо рисуется во всей фигуре одного из маршалов в группе стоящей поодаль свиты, а император все недвижим, не в силах оторвать взора от страшной картины.
«В Успенском соборе»
ВЫВОД Торжественный и пышный коринфский ордер – отражал великую победу русского народа.Обилие скульптурных украшений, во главе которых – богиня победы.Монументальность, основательность сооружений, подчеркивающие роль всего русского народа в победе над великой армией Наполеона. Полководцы представлены в современной военной форме.Оба держат фельдмаршальский жезл.В лицах передано портретное сходство.Скульптурные образы наполнены психологическим содержанием. Главным героем является Наполеон и его армия, а не русское войско.Психологический портрет.Историзм картин (в одежде, в пейзаже, в оружии, в предметах быта.Декоративность, театральность в трактовке некоторых сюжетов.Цветовая гармония.Оригинальное композиционное решение.
Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве. Я.П.Кульнев Книга для учителя «Недаром помнит вся Россия…» Ярославль. Академия развития.2011г.Современная иллюстрированная энциклопедия. Москва. «РОСМЭН» 2007г.«Василий Васильевич Верещагин». Том 56. Издательство «Директ – Медиа» 2010г.http//images.yandex. ru