Архитектура Москвы XV-XVI веков
Содержание: Кремлёвские стены и башниАрхитектурный ансамбль Кремля:Успенский СоборБлаговещенский СоборАрхангельский Собор Грановитая палатаАрхитектурные памятники XVI века:Церковь ВознесенияПокровский Собор4. Заключение
Кремлёвские стены и башни Долго Русь раздирали по клочьям И усобицы, и татарва,Но в лесах, по речным узорочьям Завязалась узлом Москва…Кремль, овеянный сказочной славой Встал в парче облачений и риз Величавый и златоглавый Над скудою закуренных изб…М. Волошин
<Алтарь России>- так М.Ю.Лермонтов назвал Московский Кремль. К концу XV века белокаменный Кремль Дмитрия Донского обветшал. Для возведения новых стен и башен Кремля ИванIII пригласил итальянских мастеров. Новые кирпичные стены оказались не только прекрасными укреплениями, но и замечательным произведением искусства.
Краснокирпичный Кремль имеет общую протяжённость -2 км. 235 м.Толщина стен-6,5 метров,высота без зубцов-19 метров, количество башен-20. Cамая высокая-Троицкая башня, её высота-80 метров, а у самой известной башни, Спасской,высота-71 метр.В 2005 году Московскому Кремлю исполняется 510 лет!“ Сему граду на украшение и на утверждение от противных супостатов “.Летописец о Кремле
Архитектурный Ансамбль Кремля При Иване III обновились не только стены Кремля, но и его храмы, возведённые на месте старых, обветшавших церквей времени Ивана Калиты.Поистине архитектурным шедевром является Успенский Собор!
Отразился в лазоревой ленте,Развитой по лугам-муравам,Аристотелем ФиоравантиНа Москве-реке строенный храм… М.Волошин
Приглашённому из Италии зодчему А. Фиораванти ИванIII велел построить главный храм Кремля, который воспринимался бы ни как храм отдельного княжества, а как величественный храм русского сильного централизованного государства. Архитектор блестяще справился с поставленной задачей. Он предварительно познакомился с русским зодчеством XII века, для чего съездил во Владимир.Успенский Собор Московского Кремля был построен по образцу Успенского владимирского храма.
Интерьер Успенского Собора(1475-1479 )<Бысть же та церковь чудна велми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такова прежде того не бывала на Руси.>Из летописи
Благовещенский Собор (1484-1489)-шедевр русских( псковских ) мастеров Cнаружи он украшен типичным псковским узорным поясом из наклонно поставленного кирпича (т.н. “бегунцом”)Cобор был домовой церковью князя и его семьи и соединялся ходами с дворцом. Отсюда его небольшие размеры, которые никак не повлияли на его очаровательный вид!Сначала храм был трёхглавым, с открытыми галереями на высоком подклете, который так любили псковские строители. При Иване Грозном глав стало девять, а галереи были перекрыты и возникли четыре придела.
Интерьер Благовещенского СобораВ росписи Собора в символической форме выражена идея избранности русского государства и православной церкви , законности власти московских правителей.
Архангельский Собор (1505-1508 гг.) Архитектор – –венецианский зодчий Алевиз НовыйПостроен при Василии IIIВнешний облик здания резко отличается от привычных древнерусских храмов, он оформлен наподобие двухэтажного палаццо в духе ренессансной ордерной архитектуры.
Суровость интерьера усиливается предназначением храма: он служил усыпальницей великих князейВ соборе погребены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III , Иван Грозный… Всего в храме 46 гробниц.
Ансамбль Соборной площади Кремля завершаетГрановитая палата. Архитекторы – Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Она построена при ИванеIII в1487- 1491 гг.Своё название получила из-за облицовки фасада гранёным камнем
Здесь в роскошной обстановке происходили торжественные приёмы послов, пышные обеды и важнейшие совещания московского правительства. Например, Иван Грозный праздновал в Грановитой палате взятие Казани в 1552 году, а Пётр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу.
Благотворное взаимодействие древнерусского и итальянского зодчества прекрасно выражено в поэтических строках:И пятиглавые московские соборыС их итальянскою и русскою душойНапоминают мне явление Авроры,Но с русским именем и в шубке меховойО. Мандельштам
Архитектурные памятники XVI века
Покровский Собор
Собор Покрова, “что на рву” –высшая точка развития русского зодчества XVI в. Воздвигнут на Красной площади русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554-1561 гг.
Более известное название – Храм Василия Блаженного (этому святому был посвящён один из приделов)Построен по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани.Победа над Казанским ханством произошла именно в день праздника Покрова. Cказочный, нарядный вид храма рождён умелыми руками искусных мастеров – “ древоделей “, которые применили свой опыт в работе с новым строительным материалом.Собор Бармы и Постника – монумент русской славы. Светское начало в нём, конечно, не превалирует над культовым, но выражено отчётливо, недаром иностранцы замечали, что храм “ построен скорее как бы для украшения, чем для молитвы “.
Интерьер храма
Иконостас центральной церкви собора
О, светло – светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты дивишь нас. Всем ты преисполнена , земля Русская!