Александр IIОсвободитель1855 – 1881 гг.
Реформа (франц. reforme, лат. reformo) – преобразование, изменение какой-либо стороны общественной жизни.
Либеральные реформы 60 – 70 гг. XIX века:1. Земская и городская.2. Судебная.3. Военная
Земская реформа 1864 г.«Положение о губернских и уездных земских учреждениях»Земства – выборные органы местного самоуправления
Цели:1. Привлечь либеральные круги к местному самоуправлению.2. Поднять на более высокий уровень социально-хозяйственное и культурное развитие страны.
Земские органыЗемские собрания(законодательные) Земские управы (исполнительные) Уездный съезд Волостной сход Сельский сход Курия крестьян Курия городских избирателей Курия землевладельцев
«+»1. «Третий элемент» -представители сельской интеллигенции: земские врачи, учителя, агрономы, статисты.2. Благоустройство, благотворительность
«-»1. Отсутствие земств в госуд-х землях.2. Преобладание в управах дворян и городских собственников.
Реформа городского самоуправления 1870 г. ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДСКАЯ УПРАВА ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА
Судебная реформа1864г.Цель: прекратить злоупотребления в суде, подрывавшие авторитет верховной власти
Созданы две системы судовмировой суд общий суд (окружной суд, судебные палаты) Суд присяжных (12 чел) Сенат –высшая судебная инстанция
- бессословность (равный для всех),- гласность,- состязательность,- несменяемость судей
отсутствие у крестьян средств на защиту,телесные наказания для крестьян,преобладание в суде присяжных дворян и городской буржуазии,не реформирован Сенат
Значение судебной реформы Самая радикальная и последовательная
Военная реформа Закон 1874 г. «О всеобщей воинской повинности» военный м-р Д.А. Милютин
Цель: Создание крупных обученных резервов при ограничении численности армии в мирное время
1. Переход от рекрутчины к всеобщей воинской повинности: а) все сословия, б) с 20 лет, в) пехота – 6 лет, флот – 7 лет, для образованных:- с начальным образованием (4 года)- со средним образованием (1,5 года)- с высшим образованием (6 месяцев)
2. Деление страны на военные округа.3. Улучшение подготовки офицерских кадров: в/гимназии, юнкерские училища, академии.4. Переоснащение армии: обмундирование, вооружение ( паровой флот, нарезные орудия, винтовки-берданки).5. Отмена телесных наказаний, сеть солдатских школ, новые уставы.
Значение в. реформы: Повышениебоеспособностиармии и флота