Александр 3 Материалы подготовки к ЕГЭ
Россия для русских, и по-русски (Император Александр III)
Сведения о царе - Время царствования – 1881-1894 гг.- второй сын, к царствованию не готовили- в семье звали «бульдожкой» (крупный, угловатый, очень сильный)- к войне имел отвращение- отрицательно относился к реформам отца- вошел в русскую историю, как «царь – миротворец»
Штрихи к портрету Престол должен был занять старший брат – Николай. Александр ничуть не завидовал брату. Саша не испытывал ни малейшей ревности к старшему брату, наблюдая за тем, как Николая готовят к престолу. Николай был прилежным учеником, а Александра на занятиях одолевала скука. Учителями Александра III были такие заслуженные люди, как историки Соловьев, Гротт, замечательный военный тактик Драгомиров, и Константин Победоносцев. Именно последний имел большое влияние на Александра III, во много определив приоритеты внутренней и внешний политики русского императора. Именно Победоносцев воспитал в Александре III русского патриота и славянофила. Маленького Сашу больше привлекала не учеба, а физические нагрузки. Будущий император любил верховую езду и гимнастику.
Супруга: Дагмара Датская (Мария Фёдоровна) (14 ноября 1847 — 13 октября 1928), дочь датского короля Кристиана IX.Дети:Николай II (6 мая (18) 1868 — 17 июля 1918),Александр Александрович (20 мая 1869 — 21 апреля 1870),Георгий Александрович (27 апреля 1871 — 28 июня (10 июля) 1899 года),Ксения Александровна (6 апреля 1875 — 20 апреля 1960, Лондон)Михаил Александрович (5 декабря 1878 — 13 июня 1918),Ольга Александровна (13 июня 1882 — 24 ноября 1960).
Внешняя политика России
Внутренняя политика
Внутренняя политика
Первые мероприятия - Манифест о незыблемости самодержавия, отставка министров-реформаторов « Но посреди великой НАШЕЙ скорби Глас Божий повелевает НАМ стать бодро на дело Правления, в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую МЫ призваны утверждать и охранять для блага народнаго от всяких на нее поползновений.» Манифест призывал «всех верных подданных служить верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии всех учреждений».
Первые мероприятия - август 1881 г. - «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»- отказ от Конституции Лорис-Меликова
Первые мероприятия - расширение прав исполнительной власти от министра до уездного исправника – право введения чрезвычайного положения, ареста любого жителя и ссылка без суда на 5 лет, закрытие учебных заведений, органов печати, земств- назначение министром внутренних дел реакционера Д.А.Толстого
Политика в отношении сословий - опора на дворянство и защита его интересов: учреждение Дворянского поземельного банка (ссуды на льготных условиях), усиление роли дворянства в местном самоуправлении- попечительская политика в отношении рабочих: организация фабрично-заводской инспекции, запрещение ночного труда женщин и детей. Забастовки запрещены
Политика в отношении сословий Протекционистская политика в интересах отечественных промышленников- отмена временнообязанного положения крестьян, перевод на обязательный выкуп (1883 г.), учреждение Крестьянского банка (предоставление дешевого кредита для покупки земель)
Политика в отношении сословий - взвешенная финансовая политика в интересах всех сословий: 1. борьба с дефицитом бюджета2. расширение рынка3. отмена подушной подати4. повышение курса рубля5. создание биржевого рынка
Контрреформы Цель – укрепление самодержавной власти1. печать и просвещение- восстановление цензуры- надзор за газетами и журналами- закрытие либеральных журналов и газет- введение нового университетского устава
Контрреформы 1. печать и просвещение- Циркуляр министра народного просвещения Делянова «о кухаркиных детях» 1887 г. запретил прием в гимназии детей низших сословийвводил денежный ценз на высшее образование, таким образом «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию»
Контрреформы 2. местное самоуправление- назначение должности земских начальников (из дворян)- ограничение прав земств- сокращение избирательного права ( дворяне – преимущество в органах самоуправления)- усиление контроля администрации
Контрреформы 3. укрепление крестьянской общины- принят закон, ограничивающий выход крестьян из общины, запрещающий закладывать и продавать общинные земли
Контрреформы 4. Судебная- нарастание форм внесудебного преследования- нарушение принципа гласности- сокращение принципа разделения властей и независимости суда присяжных- упразднение выборных мировых судей и замена их назначаемыми земскими начальниками