Персоналии 1.Абдул Хамид II 2.Энвер-паша 3. Джемаль-паша 4. Талаат-паша 5.Ахмед Ниязи-бей 6.Абдулла Джевдет 7.Ахмед Риза
Абдул Хамид II 34-й султан Османской империи, правил в 1876—1909 годах, последний из представителей танзимата, периода реформ 19 в., которые преобразовали Османскую империю в современное государство.
Был вторым сыном султана Абдул-Меджида I, от жены-черкешенки Тиримюжгюн Кадын Эфенди (Tirimüjgan Kadın Efendi). Получил хорошее образование, в особенности военное, путешествовал по Европе.
Вступление на престол взошел на престол с помощью конституционалистов во главе с Мидхат-пашой, которому в обмен на трон пообещал принять конституцию и созвать законодательное собрание.
Государственное банкротство 1875 года подорвало кредит; в Болгарии и Герцеговине — внутренние волнения; Сербия и Черногория начали войну, Россия их поддерживала; империя оставалась без союзников.
« Хотя султан Абдул-Гамид сердечно предан мусульманству, но он чужд фанатизма. Он назначил к себе куафёром христианина, чему доныне примера не было. Многие из придворных не без удивления видели это назначение, не постигая как можно допустить чтобы нечистая рука гяура касалась священной бороды калифа.» сентября 1876 года газета «Московскiя Вѣдомости»
Русско-турецкая война (1877-1878): вынужден после Берлинского конгресса усмирить непокорных албанцев В феврале 1878 г. он отменил конституцию Установил деспотический режим правления, известный как зулюм. Принимал все меры, чтобы поставить армию на один уровень с западноевропейскими. Первый армянский геноцид (1894—1896), после чего Абдул Хамид был прозван армянами Великим убийцей
Обладая сильным характером, будучи образованным человеком, Абдул Хамид II остался в истории как правитель-деспот, «Великий убийца». Его политика, внешние факторы привели к появлению политических обществ, настроенных оппозиционно, в частности, младотурок.После подавления младотурками контрреволюционного мятежа 27 апреля 1909 года был низложен и арестован. До 1912 содержался под стражей в Салониках, затем был перевезён в Константинополь, где умер в заключении.
Пантюркизм - национал-шовинистическая буржуазная идеология, согласно которой все народы, говорящие на тюркских языках, и прежде всего тюрки-мусульмане, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое государство.Первоначально пантюркизм, возникший на рубеже 19 и 20 вв., развивался как наслоение тюркизма — раннего туркского буржуазного национализма, но после Младотурецкой революции 1908, по мере усиления реакционных тенденций в политике партии «Единение и прогресс», П. стал превалировать над тюркизмом, а накануне 1-й мировой войны 1914—18 полностью заслонил его.
Панисламизм - религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. государственных и политических объединений. Оформившись в последней четверти 19 в. в условиях империалистической экспансии и формирования на Востоке капиталистических отношений, панисламизм имел тогда главной целью сохранение независимости феодальных государств и создание таких мусульманских политических центров и политических объединений, которые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам.Первым идеологом был Джемаль-ад-дин аль-Афгани, стремившийся приспособить течение к задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате панисламизм в начале 20 в. постепенно теряет антиколониальную направленность и используется преимущественно в реакционных целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида II, а затем и младотурок.
Единение и прогрессПолитическая партия турецких буржуазных революционеров — младотурок.Основана 21 мая 1889 под названием «Общество османского единства»
Позже объединилась с парижской группой младотурок и была переименована в «Османское общество единения и прогресса» Основные цели — смещение режима султана Абдул-Хамида II, восстановление конституции 1876 и созыв парламента.
Под её руководством было поднято в июле 1908 вооруженное восстание. Придя к власти, комитет «Единение и прогресс», реорганизованный в политическую партию, быстро утратил свои прежние прогрессивные черты. Младотурецкие лидеры Содействовали подавлению рабочего и крестьянского движения. Выступали против законных национальных требований нетурецких народов. Облегчали империалистическим державам дальнейшее закабаление Турции. Установленный ими диктаторский режим отличался от режима Абдул-Хамида II лишь парламентской оболочкой да приобщением верхушки турецкой интеллигенции к бюрократической деятельности и части турецкой буржуазии к компрадорской торговле.
Лидеры стремились пресечь в зародыше активность народных масс, заслужить своей умеренностью «благоволение» империалистических держав.Стачки рабочих подавлялись, национальные меньшинства подвергались гонениям.Феодально-клерикальная и компрадорская оппозиция, поддержанная империалистическими державами, подготовила и в апреле 1909 осуществила контрреволюционный мятеж, восстановивший на короткое время самодержавие Абдул-Хамида II.Уже к 1910—11 революция по существу потерпела поражение.
Энвер-Паша«Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета».
Семья железнодорожного рабочего1897г. примыкал к движению младотурок.1903 г. окончил стамбульскую Академию Генштаба1908 стал одним из трех лидеров партии младотурокИдеолог и практик пантюркизма и панисламизма
В январе 1913 г. Энвер осуществил государственный переворот, приведший к свержению правительства. После переворота установил военную диктатуру «трех пашей» — вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой образовал неофициальный триумвират, фактически захвативший всю власть в Турции. Занявший пост военного министра Энвер продвигал идеологию пантюркизма и панисламизма. Был сторонником искоренения нетурецкого населения (в частности, армян и ливанцев) на территории Оттоманской империи.
Один из главных организаторов геноцида армян, греков и ассирийцев В 1914 г. выступал за военный союз Турции с Германией и вовлечения Турции в первую мировую войну 1920 прибыл со своими сподвижниками в Москву. Базировался в Москве около полутора лет, работая в Обществе Единства Революции с Исламом. 1921 принял решение противодействовать большевикам и поднять панисламское движение за освобождение Средней Азии от красных империалистов.Убит 4 августа 1922 в бою с частями Красной Армии
Ахмед Джемаль-паша «Ас-Саффах» («кровавый мясник»)
Ахмед Джемаль-паша 1893- Стамбульскую военную академию1898-начальник штаба Дивизии новобранцев в Салониках1911- губернатор Багдада1906- Член партии «Единения и прогресса»1908- военный администратор
Основные вехи карьерной службы Участие в Балканских войнах 1911-19136 мая 1916 г. в Дамаске и Бейруте были повешены ливанские и сирийские шииты и марониты по обвинению в изменеСторонник союза с Францией во время войныПереворот 23 января 1913 -стал начальником гарнизона Стамбула. В 1914 он стал министром морского флота.Один из архитекторов внешней и внутренней политики Османской империи.
Талаат-пашаТурецкий государственный деятель, 268-й Великий визирь Османской империи (1913—1918)
Родился в Кырджали (провинция Эдирне), в семье оттоманского военного деятеля. Закончил высшую школу Эдирне.Свою деятельность начинал служащим телеграфной конторы, где, будучи участником борьбы против абдулгамидовской тирании, примкнул к младотурецкому движению.1898—1908 - работал почтальоном в Салониках, став впоследствии главой почтовой службы Салоников.1893 - арестован за большую политическую активность. Освобожден через 2 года, выслан в Салоники, где возглавил местное отделение младотурецкой партии.
Один из главных вдохновителей политики османизма — насильственной туркизации нетурецких народов империи, ярый сторонник панисламизма.Входил в состав «триумвирата» (вместе с Энвер-пашой и Джемаль-пашой), осуществившего геноцид и депортацию армянского населения.В своих мемуарах (опубликованы в 1946) Талаат признавал факт насильственной депортации и уничтожения армян, но мотивировал это исключительно защитой «национальных интересов» турок и стремлением помешать «созданию Армянского государства в приграничных с Россией вилайетах»7 октября 1918 Талаат признал крах политики младотурок и отказался от власти, затем бежал в Германию, где жил под именем Али Сали-бей. Чрезвычайный полевой трибунал, состоявшийся в 1919 в Константинополе, заочно приговорил Талаата к смертной казни за военные преступления и за «уничтожение армянского населения империи».
Абдулла Джевдет Карлыдаг Курд по происхождению, турецкий философ-материалист и просветитель, по профессии и образованию — врач. Известен как поэт, литературный переводчик, идеолог движения младотурков. Сыграл значительную роль в вестернизации Турции в 1908—1918, однако продолжил свою деятельность и позднее, в годы правления Ататюрка, оказав на последнего большое влияние.
На Джевдета оказали влияние взгляды западных философов-материалистов и распространённая в XIX в. критика религии как консервативного пережитка прошлого. Он начал публиковать статьи на социальные, религиозные, экономические и литературные темы в журнале İctihad, который он основал в 1904 в Женеве, и через который продвигал свои модернизаторские идеи в мусульманские массы. За свою политическую активность в Европе несколько раз подвергался арестам и высылкеЦель младотурков, к которым принадлежал и Джевдет, состояла в свержении режима султана Абдул-Гамида II. С этой целью Джевдет, вместе с 4 студентами-медиками Военно-медицинской академии в Стамбуле основали тайный "Комитет единства и прогресса" в 1889 г.Джевдет мало участвовал в политической деятельности общества, а скорее использовал его для продвижения своих идейНесколько раз находился под судом по обвинению в кощунстве против ислама и Пророка Мухаммеда. По этой причине противники называли его прозвищами «вечный враг ислама» и «адуваллах» (враг Аллаха).
Ахмед-Риза - один из виднейших младотурок-эмигрантов. C 1896 г. издавал в Париже, по поручению комитета "Единение и Прогресс", газету "Мешверет" ("Совет"), пользовавшуюся большой популярностью в Турции. После революции 1908 г. был избран председателем палаты депутатов.В 1906 г. в Каире вышла брошюра Ахмеда Ризы, в продолжение первой работы, под названием «Воин», а вскоре еще одна - «Женщина».В «Воине» он подчеркивал важность военной организации, являвшейся «одним из главных элементов структуры империи», призывал совершенствовать и модернизировать армию и изучать новейшие военные доктрины. Автор предлагает заменить идею газавата для армии идеей патриотизма (дабы не допустить распада империи), объединить всех «османов» независимо от расы и религии, и воспитать в них это чувство (патриотизма).В последней брошюре, которая посвящена женскому вопросу, Ахмед Риза писал о значении семейного воспитания для привития молодежи чувства патриотизма, инициативности и решительности. Повышение культурного уровня женщин он считал важным условием хорошего воспитания детей.
Послесловие Лидеров революционного движения Турции объединяло стремление создание единого национального государства на основе идей панисламизма и пантюркизма, а также западных философских течений. Первоначально целью младотурков было восстановление конституции, но затем их правление переросло в деспотический режим, который стал одним из факторов крушения Османской империи. Для достижения своей цели они пользовались различными средствами и вошли в историю как военные преступники и убийцы.