Интегрированный урок«ВЫСКАЗЫВАНИЯ» Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра Учитель информатики II квалификационная категория [email protected]
предложение- это любая законченная фраза, служащая для выражения мыслей, чувств, передачи сообщений. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Классификация Предложений Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
ПРЕДЛОЖЕНИЯ по цели высказывания повествовательные вопросительные побудительные по интонации невосклицательные восклицательные
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ- это предложение, в конце которого ставится точка. - это такие предложения, которые заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т.д. или их описание.
Дайте полное описание данному выражению, опишите его: У КОШКИ 4 ЛАПЫ. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
ВЫСКАЗЫВАНИЕ- это - это повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается.
пример:. У кошки есть хвост. На улице светит солнце. Я люблю лето. Я получил сегодня пятерку. Посмотрите на доску. Кто отсутствует?
Условиечтобы предложение являлось высказыванием: Предложение должно быть повествовательным. В предложении должно что либо утверждаться или отрицаться.
классификация высказываний
1 – классификация:высказывания ИСТИННЫЕ – правильно отражают свойства и отношение реальных вещей В=1 ЛОЖНЫЕ – не соответствуют реальной действительности В=0
ПРИМЕР:У кошки 4 лапы. У кошки два хвоста. В январе 31 день. Сентябрь – время каникул.
2 – классификация:высказывания ОБЩИЕ – могут начинаться со слов: ВСЕ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, НИ ОДИН и.т.д. ЕДИНИЧНЫЕ – относятся к единичным случаям ЧАСТНЫЕ – могут начинаться со слов: НЕКОТОРЫЕ, БОЛЬШИНСТВО и т.д.
ПРИМЕР:Все солдаты храбрые. А – первая буква алфавита. Некоторые медведи – бурые.
3 – классификация:высказывания ПРОСТЫЕ – одна основа в предложении (одно подлежащее и одно сказуемое) СЛОЖНЫЕ (составные)– два и более простых высказываний, соединенные в одно, с помощью логических связок (операций И, ИЛИ)
ПРИМЕР:У кошки 4 лапы. У кошки 1 хвост. У кошки 4 лапы И 1 хвост. Часть туристов любят чай. Часть туристов любят молоко. Часть туристов любят чай ИЛИ молоко.
Задание №1Какие из данных предложений являются высказываниями? Определите их истинность. Число 6 – четное. Посмотрите на доску. Все роботы являются машинами. У каждой лошади есть хвост. Внимание! Кто отсутствует? Есть кошки, которые дружат с собаками. Некоторые люди являются художниками. Выразите 1 час 15 минут в минуты.
задание 2 Определите, какие из приведенных высказываний являются общими, частными или единичными? Некоторые мои друзья собирают марки. Все лекарства неприятны на вкус. Некоторые лекарства приятны на вкус. А – первая буква алфавита. Некоторые медведи бурые. Тигр – хищное животное. У некоторых змей нет ядовитых зубов. Многие растения обладают целебными свойствами. Все металлы проводят тепло. Ответы: частное, общее, частное, единичное частное, единичное частное, частное, общее.
Задание 3 Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя логические связки И, ИЛИ. Все ученики изучают математику. Все ученики изучают литературу. Оля старше Светы. Марина старше Светы. В кабинете есть учебники. В кабинете есть задачники. Слова в этом предложении начинаются на букву А. Слова в этом предложении начинаются на букву Ч. Синий кубик меньше красного. Синий кубик меньше зеленого. Ответы: Все ученики изучают математику И литературу. Оля И Марина старше Светы. В кабинете есть учебники И задачники. Слова в этом предложении начинаются на букву А ИЛИ Ч. Синий кубик меньше красного И зеленого.
Домашнее задание:Привести по два примера на каждый тип высказывания 7*2=14 высказываний должно быть у вас в домашнем задании в тетради.
- Большое спасибо за внимание,- Урок окончен.Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Литература:Н.Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11» Москва БИНОМ Лаборатория знаний, 2006 Задачник – практикум, в двух томах, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2004