ГОУ ВПО « Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»Реферат на тему:Ребенок и компьютерные игры Выполнила: студентка 2 курса факультета социальной работыЖданова ПолинаПроверила: Тестова Ирина Вячеславовна
Объект исследования: Дети дошкольного и школьного возраста(начальные классы)Предмет исследования: Воздействие игр на ребенка, виды компьютерных игрЦель исследования: Исследование компьютерных игр и программ для детей, в чем их польза и недостатки.
Причины увлечения компьютерными играмиПотрясающее сходство компьютерной игры и фантазии – это первая и главная причина, благодаря которой происходит слияние сознания ребенка и компьютерной игры.Вторая причина увлечения компьютерными играми – отсутствие возможности управлять своей реальной жизнью.
Положительное влияние компьютерных игр Компьютерные игры являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго.
Виды компьютерных игр:1) Адвентурные (приключенческие) Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж. 2)Стратегии Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами.(рис.1) 3) Аркадные Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии.
Рис.3 Пример игры-симулятора «Правила дорожного движения» Рис.2 Пример логической игры «Сказочная история» 4) Ролевые Цель героев –исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада. 5) 3D - Action Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «Убей их всех!». 6) Логические Такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. (рис.2)7) Симуляторы Игра-симулятор имеет в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др.(рис.3)
Развивающие и обучающие игры. Примеры игрДля самых маленьких создана серия CD-дисков "Маленький искатель" (Scholastic Inc.)(рис.4) - игры для детей от 3 до 5 лет. Игра представляет собой рифмованные картинки-загадки и мастерски сложенные головоломки, обучающие чтению, стихосложению, азам математики и многому другому
Примеры игр«Веселая азбука» (рис. 5) популярен у родителей и детей 3-6 лет. С помощью интерактивного алфавита ребенок легко запомнит все русские буквы, а упражнения на развитие логического мышления помогут ему правильно составлять из букв слоги, из слогов - слова, из слов - предложения.
Примеры игрДля детей 4-7 лет есть развивающая программа для детей "Клиффорд готовится к школе". (рис.6) Вместе с огромным псом Клиффордом, ребенку предлагается решать различные задачи, улучшая навыки чтения, счета. С помощью обучающей программы "Клиффорд учится читать по-английски" ребенок, выполняет увлекательные задания, развивающие память, творческое мышление, навыки правописания английского языка, формируется словарный запас.
Примеры игрТакже есть такие развивающие игры как: "Поиграй с телепузиками" (BBC Worldwide Ltd), "Веселое географическое путешествие" от Руссобит-М, «Веселая математика», «Мышка Мия. Юный дизайнер» , аркада "Рекс"
Рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития ребенка1) Нужно выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка.2)Необходимо разрешать больше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. 3)Продолжительность игры необходимо выбирать в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. 4)Нельзя прерывать игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
Отрицательное воздействие компьютера и компьютерных игр на ребенка Ухудшение зрения, нарушение осанки, электромагнитное излучение, переутомление, сужение кругозора, зависимость, жестокость и агрессия ребенка, развивается эгоизм.
Правила для сохранения физического и психического здоровья ребенка1. Ограничивать время использования компьютера.2. Делать гимнастику для глаз.3. Контролировать качество и соответствие возрасту игр.4. Не оставлять маленького ребенка один на один с компьютером – обязательно находиться рядом с ним, помогать, объяснять, взаимодействовать.5. Давать ребенку возможность приобретения достаточного сенсорного опыта – поощрять игры с игрушками, творческие игры.
По результатам опроса детей от 5 до 12 лет одной из известных фирм по производству игрушек были получены следующие результаты. На вопрос - «какие игры Вы любите?» - 80% мальчиков ответили – «компьютерные игры», тогда как среди девочек популярность детских компьютерных игр оказалась немного ниже. Самые простые игры – это компьютерные игры для малышей. Среди их множества можно найти немало полезных развивающих игр. Они помогут обучить ребенка азбуке, счету, рисованию, иностранным языкам и многим другим полезным вещам в игровой форме.
По данному исследованию была подобрана необходимая литература. Были выявлены причины увлечения детей компьютерными играми. Рассмотрено положительное влияние компьютерных игр. Определены правила, которые необходимо знать при выборе игры. Обозначены виды компьютерных игр и развивающие игры. Найдены рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника. Рассмотрено отрицательное воздействие игр на здоровье ребенка. Обозначены правила для сохранения физического и психического здоровья ребенка