Критерии оценки Интернет–ресурсов Презентационный семинар
Содержание и интерактивность Содержание - это вся информация, представленная на ресурсе. Информационное наполнение должно привлекать внимание посетителя и отвечать теме. Форма подачи информации должна соответствовать аудитории и учитывать специфику сетевого чтения. Информационное наполнение может носить любой характер - информативный, утилитарный, развлекательный и т.д., главное - оно должно вызывать интерес пользователей. Хорошая интерактивность не исчерпывается гиперссылками и всплывающими меню - ресурс должен предоставлять пользователю возможность диалога для двухстороннего обмена информацией. Интерактивные элементы - то, что позволяет пользователю реально ощутить преимущества Сети по сравнению с другими источниками информации.
Дизайн и юзабилити Дизайн - это характеристика внешнего вида ресурса. Критерии оценки визуального оформления - высокое качество графики, точный подбор шрифтов и цветов, уместность формата и соответствие аудитории и задачам, на которые ориентирован ресурс. Не менее важно то, что называется термином «юзабилити», под которым понимается удобство пользования ресурсом благодаря структуре и навигации. Структура и навигационные функции отвечают за организацию информации на Интернет-ресурсе и возможность перемещения между его разделами. Правильно скомпонованные навигационные возможности позволяют быстро находить нужное место на Интернет-ресурсе и легко охватить его содержание как вглубь, так и вширь.
Схема навигации по сайту Когда сайт небольшой и состоит из нескольких не подчиненных друг другу страниц, можно использовать навигационную схему, содержащую одно и то же меню на каждой странице. Для большего удобства это меню повторяется дважды: в начале страницы и в конце.
Функциональность и технологичность Эти критерии характеризуют технологическую сторону ресурса. Хорошая функциональность означает, что ресурс быстро загружается, что все его ссылки «живые», а технологии применяются к месту и отвечают предполагаемой аудитории. Желательно, чтобы качество Интернет-ресурса не зависело от серверной платформы, типа браузера или монитора пользователя.
Каким должен быть хороший Web-сайт 1. Лицо сайта – это входная страница. 2. Четыре цвета – это максимум для хорошего дизайна: цвет фона + цвет текста + цвет гиперссылок + цвет использованных ссылок.3. Хороший сайт должен обладать единством стиля. 4. Дизайн внутренних страниц сайта должен быть узнаваем, сопоставим с дизайном входной страницы. 5. Правило двух щелчков: пользователь за 1-2 щелчка мыши должен попасть в любое место сайта. 6. Маленькие страницы (<40Кб) 7. Хороший и четкий шрифт 8. Картинки небольших размеров, большие требуют долгого ожидания их загрузки. 9. Должна быть поисковая страничка на сайте.
Критерии оценки содержания Интернет-ресурсов
Интернет стал одним из компонентов современного образовательного пространства. Образовательный потенциал Интернета напрямую связан с качеством информации, но достоверность её проверить часто не представляется возможным. Проблема отбора Интернет-ресурсов достаточно остро встает при обсуждении социально-острых тем. Очень часто в сети Интернет обучающиеся находят материал, представляющий лишь позицию одной из сторон обсуждаемого социального вопроса. В результате у них могут сложиться ложные мнения и стереотипы. Получив доступ к Интернет-ресурсам, учащиеся нуждаются в овладении умениями правильно и эффективно производить отбор и пользоваться материалами всемирной паутины.
Каким же образом можно проследить, какие образовательные ресурсы удовлетворяют требованиям дидактики, насколько они достоверны, насколько методически и педагогически правильно организованы, как они влияют на психику пользователя? На сегодняшний день одной из актуальнейших проблем образования становится проблема оценки качества образовательных Интернет-ресурсов, Нельзя не отметить вклад в эту проблему проекта "Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов (ОЭР) для средней школы", который осуществляется Федерацией Интернет Образования (ФИО) в сотрудничестве с Министерством образования РФ и региональными органами управления образованием, ведущими педагогическими периодическими изданиями
Как проводится рейтинг? Зарегистрированным специалистам предлагается ответить на восемь вопросов С какими из указанных в анкете Интернет-ресурсов вы знакомы?Какие из этих Интернет-ресурсов нужны школе в первую очередь?Какие из перечисленных Интернет-ресурсов полезны учителю при подготовке к урокам, занятиям?Какие из этих Интернет-ресурсов вы используете в учебном процессе?Что из перечисленного вы можете рекомендовать для самостоятельной работы школьников?Что из перечисленного вы могли бы полноценно использовать в учебном процессе, учитывая техническое оснащение Вашего учебного заведения и качество Интернета?Отметьте в списке Интернет-ресурсы, которые оказывают учителям методическую поддержку по использованию ОЭР в учебном процессе.Назовите от 1 до 3 лучших образовательных Интернет-ресурсов из предложенного списка.
Недостатки рейтинга: Отвечая на эти вопросы в итоге нельзя достоверно и однозначно сказать, что один сайт - качественный, а другой - нет. Такой рейтинг может лишь только советовать педагогу, с каким из сайтов ему лучше ознакомиться в первую очередь.Следует назвать еще один недочет. По такому рейтингу получается, что сайт, содержащий, например, анимацию, доходчиво поясняющую какой-нибудь физический процесс, выполненную на флэш, но тем не менее, имеющий прекрасное и достоверное содержание, останется на последнем месте, из-за того, что флэш-картинки долго "грузятся". Наиболее важным замечанием является общий недостаток всех рейтингов: ранее опубликованные и посещенные большим числом экспертов и пользователей сайты, а также сайты, занимавшие в каком-либо рейтинге высокое место, находятся в более выгодном положении, чем сайты, даже более качественные, опубликованные позднее.
На настоящий момент не существует единых критериев, которым должен соответствовать материал, прежде чем он будет размещен во всемирной сети Интернет. Именно поэтому чрезвычайно важно оценивать получаемую информацию и источники. В этой связи, особую актуальность приобретает развитие информационной компетенции учащихся и преподавателей. Информационная компетенция включает владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, а также критическое отношение к распространяемой информации.
Критерии оценки Интернет-ресурсов, которыми могут руководствоваться учителя при отборе Интернет-ресурсов
Критерии оценки Интернет-ресурсов, которыми могут руководствоваться учителя при отборе Интернет-ресурсов
Практическая часть Оценка Интернет-сайтовПо каждому из критериев из любого столбика проанализировать один из Интернет ресурсов и составить рецензию ( 0,5 – 1 страница текста):
Общение на сайте"веб-страницы" и "веб-порталы" чаще всего оцениваются по критерию "нравится-не нравится". А вот как быть с "работает- не работает"?. Вопросы: "как вы оцениваете веб-сайты? по наполнению, удобству, грамотным текстам, дизайну?". "Модель идеального сайта?" "Чем вы чаще всего недовольны?".
Послесловие Выразите отношение к семинару в форме пожелания или совета самому себе и своему коллегеОтправьте сообщение по электронной почте по адресу______________
Дополнительный материалРазвитие умений учащихся критически оценивать Интернет-ресурсыКритерии оценки Интернет-ресурсов для учащихсяСтруктура учебных Интернет-ресурсов